Причинность

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Причинность — обозначение положения вещей, в котором условия временно́го разделения материальных объектов позволяют связывать последующее положение вещей с именно таким выпадением сочетания условий предшествующего положения вещей.

За «положение вещей» в данном определении принимается, согласно онтологии Б. Смита, «состояние» (state), за «выпадение сочетания условий» — «случай» (event).

Причинность, таким образом, дана только для материального мира и не дана для идеального(логика, математика и т. п.), в котором осуществление основания (в человеческом познании называемого «аксиоматикой») здесь же является и осуществлением всего основанного на этом основании, поскольку идеальное не знает порядка становления. Причинность, таким образом, представляет собой функцию порядка становления именно материального мира.

Причинность, данная человеку относительно идеального мира в его практике познания, представляет собой не прямую причинность такого идеального, а причинность, данную ему по отношению его успехов в раскрытии связей идеального в его познавательной деятельности.

Выделение в причинной связи идентификатора причинной зависимости — причины — делает возможным типизацию причинной связи.

Модель связей причинности в реальной материальной системе строится по следующим правилам:

Положение вещей, в котором предназначение некоего участвующего элемента определяет само данное положение вещей, мы будем называть причинно зависимым от такого элемента. Если устранение в некоем сооружении подпорки ведет к обрушению сооружения, то отсюда можно понимать подпорку условием, причинно влияющим на устойчивость такого сооружения. Но из чего именно следует та проявленная нами осторожность, не позволившая нам утверждать, что подпорка является причиной устойчивости сооружения как такового?


Для нас невозможно с очевидностью сказать, что в составе сооружения отсутствует любые иные элементы, устранение которых способно вести к потере этим сооружением устойчивости. Причинная связь, таким образом, в своей исходной форме представляет собой установление некоей частной зависимости, отмена которой не позволяет обеспечить некое стабильное воспроизводство известного результата. С другой стороны, участие именно этой зависимости в задаче воспроизводства искомого результата напрямую не означает достаточности здесь только такого участия. А тогда, следовательно, если некий результат требует от нас введения не одной, а группы отдельных причин, то из данного положения нельзя сделать иного вывода, кроме того, что данный результат обеспечивает корреляция ряда отдельных независимых причин.

Причинно-следственное отношение, причинно-следственная связь.

Причина и следствие — философские понятия, категории философии, материалистической диалектики

Причина — явление, которое при определенных условиях с необходимостью вызывает, обуславливает другое явление или предопределяет в нём изменения. Следствие — явление, которое вызывается или изменяется под действием соответствующей причины.

Причинно-следственная связь является одной из форм проявления всеобщей универсальной связи.

Причинные связи разнообразны. Различают внутренние и внешние причинные связи. Внутренняя причина — взаимодействие внутренних сторон, частей, тенденций данного явления. Внешняя причина — воздействие одного объекта на другой.

Любое доказательство в логике использует причинно-следственное отношение (cause-(and)-effect).

Содержание

Другие категории диалектики

  • общее и отдельное
  • необходимость и случайность
  • возможность и действительность
  • содержание и форма
  • сущность и явление


Причинно-следственное отношение и Религиозная философия

С древних времен философы пытались понять, что же такое первопричина.

Религиозные философы утверждали, что первопричина — это бог. Кто-то же должен был дать первоначальный толчок.

Космологи ХХ века искали первопричину в Большом взрыве.

В суфизме

Как причинно-следственное отношение (cause-(and)-effect) — это отношение не между двумя разными сущностями, а внутреннее разделение одной сущности, так и внутреннее и внешнее («скрытое» и «явное») являются не двумя разными и определенными (когда мы можем точно сказать, что именно явлено, а что скрыто) аспектами вещи, а всегда одним и тем же. То, что другие школы философии рассматривают как происходящее между, суфизм считает происходящим внутри.

Но что же такое «причина» (‘илла) и «следствие» (ма‘лул) как таковые? В целом мутакаллимы дают два ответа на этот вопрос: причина — это вещь, предшествующая своему следствию (причина и следствие не бывают «вместе»); и причина — это то, что находится вместе (ма‘а) со своим следствием, тогда как то, что может быть «до» вещи, не бывает ее причиной.

К этому ан-Наззам добавляет и понятие целевой причины: «Есть такие причины, которые предшествуют следствию, например необходимо-обусловливающая воля и тому подобное, что предшествует следствию, есть причины, что бывают вместе со своим следствием, например движение ноги, на котором строится и мое движение, а есть и такие, что бывают после [следствия], а именно цель, как, например, когда говорят: я построил этот навес, чтобы найти укрытие от солнца — а ведь укрываются уже после [постройки]».

В буддизме

Причинно-следственная связь в буддизме опирается первую очередь на теорию кармы и сформулированную Буддой двенадцатичленную формулу бытия. С понятиями причины и следствия связана также дискуссия о природе Будды.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home