Психология восприятия цвета

Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.

Содержание

Количество «имён цвета»

Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности цветов в обыденной жизни народа, некоторые из них могут могут иметь большее или меньшее отражение в языке.

Например, в языках «примитивных» сельскохозяйственных народов есть множество слов для обозначения оттенков зелёного, что связано с жизненно-важной необходимостью контролировать и оценивать состояние выращиваемых растений.

Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.

Количество "основных" цветов в разных культурах различно, Древний Восток предполагал наличие 5-элементного мира, в Европе фиксировал 3 основных цвета (сначала - красный, желтый, синий, а позже - красный, зеленый и синий), а со времен Ньютона часто говорят о 7 цветах.

Неосознаваемая психологическая коррекция цвета

Зрительные рецепторы по праву считаются "частью мозга, вынесенной на поверхность тела". Неосознаваемая обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает "правильность" зрения, и она же является причиной "ошибок" при оценке цвета в определенных условиях. Так, устранение "фоновой" засветки глаза (например, при разглядывании удаленных предметов через узкую трубку) существенно меняет восприятие цвета этих предметов (проверьте!).

Так, профессиональная калибровка цветных мониторов требует использования соответствующего фонового освещения комнаты, оператор надевает черный халат и берет, а визуальные оформительские элементы программных продуктов должны иметь нейтральный цвет.

Цветоведение

анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Цветоведение включает

  • физическую теорию цвета,
  • теории цветового зрения,
  • теорию измерения и количественного выражения цвета.

Также см. Цветовая система CIE XYZ

Социальная психология цветовосприятия

В культуре разных народов эмоциональное восприятие цвета очень различно, и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии. Отсюда различие восприятия, например, белого и черного цвета (траур или радость — в зависимости от культуры, религии).

Подробнее о ассоциативных рядах на каждый цвет см. в статьях на отдельные цвета (красный, зеленый, синий, бордо и т. д.)

Цвета
Красный Оранжевый Жёлтый Зелёный Голубой Синий Фиолетовый Серый Белый Чёрный
                   

Цветоведение и техническая семиотика

В технических приложениях смысл цветовых маркеров достаточно жестко определяет применение каждого цвета.

  • Причины выбора сигнальных цветов связаны с цветовым и яркостным контрастом. Так, желтый участок спектра имеет максимальную видность, а потому чередование желтых полос с черными обеспечивает ввосприятие на наибольшем расстоянии.
  • Дополняя "осиную" предупреждающую раскраску нанесением косых полос, обеспечивают улучшение распознавания опасных технических объектов - балки, краны, столбы (обеспечивается визуальное отделение от вертикальных и горизонтальных природных объектов, преимущественно формирующихся в поле силы тяжести).
  • Синий сигнальный свет применяется для небольших расстояний, т.к. его лучи сильно рассеиваются (военная сигнализация, и на железной дороге).

Социально-культурные и эмоциональные особенности

Одновременное рассматривание одних и тех же несамосветящихся предметов или источников света несколькими наблюдателями с нормальным цветовым зрением, в одинаковых условиях рассматривания, позволяет установить однозначное соответствие между спектральным составом сравниваемых излучений и вызываемыми ими цветовыми ощущениями. На этом основаны цветовые измерения (колориметрия). Такое соответствие однозначно, но не взаимно-однозначно: одинаковые цветовые ощущения могут вызывать потоки излучений различного спектрального состава.

Определений Цвета, как физической величины, существует много. Но даже в лучших из них с колориметрической точки зрения часто опускается упоминание о том, что указанная (не взаимная) однозначность достигается лишь в стандартизованных условиях наблюдения, освещения и т.д., не учитывается изменение восприятия цвета при изменении интенсивности излучения того же спектрального состава (явление Бецольда - Брюкке), не принимается во внимание т. н. цветовая адаптация глаза и др. Поэтому многообразие цветовых ощущений, возникающих при реальных условиях освещения, вариациях угловых размеров сравниваемых по цвету элементов, их фиксации на разных участках сетчатки, разных психофизиологических состояниях наблюдателя и т.д., всегда богаче колориметрического цветового многообразия.

Например, в колориметрии одинаково определяются некоторые цвета (такие, как оранжевый или жёлтый), которые в повседневной жизни воспринимаются (в зависимости от светлоты) как бурый, "каштановый", коричневый, "шоколадный", "оливковый" и т.д. В одной из лучших попыток определения понятия Цвет, принадлежащей Э. Шредингеру, трудности снимаются простым отсутствием указаний на зависимость цветовых ощущений от многочисленных конкретных условий наблюдения. По Шредингеру, Цвет есть свойство спектрального состава излучений, общее всем излучениям, визуально не различимым для человека.

См. также


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home