Гомофобия

ЛГБТ и Квир-исследования
Гендер · Гомосексуальность · Бисексуальность · Трансгендерность
История ЛГБТ-движения
Разные исторические эпохи
ЛГБТ-организации
Движение за освобождение геев
Культура
Гей-сообщество · Гей-деревня · Религиозный аспект · Квир-исследования · Гей-сленг · Драг · Символика ЛГБТ-движения
Законодательство
Однополые браки · Усыновление · Уголовное преследование
Категории
Терминология ЛГБТ · Гей-СМИ
редактировать

Гомофобия (греч. homós — одинаковый, phobos — страх) — собирательное определение для различных форм негативной реакции на гомосексуальность, а также на связанные с ней общественные явления. Это понятие относят, в его узком смысле, к неконтролируемым отрицательным эмоциям (страх, отвращение, гнев и т.п.) по отношению к гомосексуальным людям, однополым сексуальным контактам. В более широком значении применяется в отношении любых других проявлений негативного отношения — чувствам ненависти или неприязни, агрессивным действиям против представителей гомосексуального сообщества.

Отдельных клинических признаков гомофобии в психиатрии и психотерапии не существует, такой болезни нет в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» американской психиатрической ассоциации. В некоторых случаях поведение человека может соответствовать общей клинической картине фобии, однако сам термин «гомофобия» не является обозначением психического расстройства.

Термин «гомофоб» содержит коннотацию страха и боязни, перенос данного значения на называемых так противников терпимого отношения к гомосексуальности может считаться оскорбительным. Существуют более нейтральные термины, например «гомонегативист».

История понятия


Другие значения (до 1980-х)

  • Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово гомофобия (homophobia) изначально использовалось в значении «боязнь мужчин, или отвращение к мужскому полу».
  • В психиатрии под гомофобией понимался страх однообразия, монотонности [1][2]

Введение понятия

  • Термин гомофобия заменил ранее редко использовавшееся понятие гомосексофобии. Возможный этимологический предок этого слова — слово гомоэротофобия (homoerotophobia). [3]
  • Джордж Вейнберг в 1972 определяет гомофобию как «страх контакта с гомосексуалами, а если речь идёт о гомосексуалах, то под гомофобией понимается их отвращение к самим себе»[4]
  • Познее, в 1980, Хадсон и Риккетс расширяют этот термин для обозначения «чувств тревоги, отвращения, гнева, дискомфорта и страха, которые могут испытывать гетеросексуалы в отношении лесбиянок и геев.»[4]





Содержание

В психологии

Пределы применения понятия

Психологи отмечают, что чёткую границу между рациональным отношением к гомосексуальности и гомофобией провести непросто. Некоторые полагают, что гомофобия связана с наличием негативных эмоций (а не только с декларированием некой позиции) и/или активной борьбой с проявлениями гомосексуальности. Например, Хадсон и Рикеттс в своей работе 1980 года [5] отмечали, что, благодаря широкой экспансии термина из профессионального сообщества в массовую культуру западного общества, под гомофобией стали зачастую подразумевать любое действие против проявлений гомосексуальности или негативное отношение к ним. Также они обвиняют исследователей в неразличении интеллектуального неприятия гомосексуальности (гомонегативизма) и личных, эмоциональных реакций (гомофобии). В целях более чёткого разделения гомофобии и гомонегативизма, эти авторы подчеркнули, что гомонегативизм включает в себя суждения, основанные на оценке моральности нетрадиционных сексуальных ориентаций, а также действия на основе представлений, предпочтений, закона, социальной приемлемости или других интеллектуальных причин. Под гомофобией же, по их мнению, следует понимать строго фобические проявления ярких эмоций страха, тревоги или отвращения (которые могут включать или не включать когнитивный компонент) в процессе непосредственного личного общения с лицами нетрадиционной сексуальной ориентации. В социальных науках, однако, не все разделяют такую классификацию. Херек в 1991 высказался против дальнейшего использования понятия гомофобия, поскольку оно возлагает основную вину на индивида, вместо того чтобы рассматривать антигомосексуальные проявления как отражение культурных влияний, и предлагает пользоваться термином «антигомосексуальные предрассудки»[4].

Исследования о природе гомофобии

В связи с большим вниманием, уделяемым проблемам альтернативной сексуальной жизни в западных странах, психологи и представители социальных наук активно исследуют феномен гомофобии как в резких, так и в умеренных его проявлениях. Существует немало исследований, посвящённых корням этого явления. Наиболее популярным объяснением служит «попытка отвлечь от себя возможные подозрения в наличии гомосексуальных склонностей»), что, отчасти, подтверждается экспериментальными исследованиями. Например, Генри Адамс, Лестер Райт-младший и Бетани Лор в 1996 году опубликовали статью[6] с описанием исследования, в котором двум группам мужчин, условно определённым как «гомофобы» и «не-гомофобы» (уровень «гомофобии» определялся в соответствии с опросником «Индекс гомофобии» Хадсона и Рикеттса), предъявлялись эротические стимулы гетеросексуального, женского гомосексуального и мужского гомосексуального характера. У всех испытуемых была зафиксирована эрекция при демонстрации изображений гетеросексуального и женского гомосексуального характера, в то время как аналогичная реакция на мужские гомосексуальные сюжеты наблюдалась только у группы мужчин-"гомофобов". Не исключено, однако, что такой результат был получен вследствие влияния бурных негативных эмоций на давление крови в пенисе, хотя авторы отвергают подобное объяснение.

Многие западные исследователи также обращают внимание на роль традиционной культуры, традиционных ценностей и воспитания в формировании гомофобии. Например, Майкл Киммель рассматривает[7] воздействие доминирующих стереотипов маскулинности («ультра-мужского поведения»), и заявляет что гомофобные реакции — один из способов подчёркивания мужественности. Одним из ярких подтверждений данной позиции является «дифференцированная» гомофобия, то есть гораздо более частое проявление агрессивности и неприязни со стороны мужчин по отношению к «женственным» мужчинам. По данным психологов, гомофобов среди женщин значительно меньше, чем среди мужчин.

Основная масса самцов стремится доминировать в своём сообществе, а поскольку пассивный гомосексуальный контакт приводит к значительному снижению статуса самца в сообществе, то самцы, борющиеся друг с другом за доминирующее положение, опасаются того, что более сильный самец может осуществить с ними гомосексуальный контакт с активных позиций. С этой точки зрения, гомофобией может называться только боязнь принуждения к участию в гомосексуальном контакте в пассивном качестве. В иерархичном сообществе самцы предпринимают действия с целью исключить угрозу принуждения к участию в гомосексуальном акте — к таковым относятся как избегание представляющих подобную угрозу самцов, так и агрессивное нападение на них.[8]

Интернализированная гомофобия

Одним из видов гомофобии, вызвавшим пристальное внимание психологов, стала интернализированная (интернальная) гомофобия — ситуация когда лесбиянки, геи и бисексуалы боятся или испытывают отвращение к гомосексуальности,[4] может обозначать также страх индивида стать гомосексуальным, страх перед собственным возможным гомосексуальным поведением. Некоторые гомосексуалы, бисексуалы и лесбиянки при этом подавляют собственные гомосексуальные желания и стремления, другие не подавляют, но могут испытывать при этом различные негативные эмоции — комплекс вины, тревогу, угрызения совести и т.д. Некоторые авторы считают, что некорректным является называние таких людей латентными гомосексуалами, так как человек является тем, кем он хочет быть, а гомосексуалом такой человек быть не желает. [9]

Интернализированная гомофобия может иметь различные негативные последствия для психологического здоровья индивида. При этом могут наблюдаться снижение самооценки, невротизация, развитие различных психологических комплексов, депрессия и даже суицидальные намерения и попытки. У гомосексуалов и бисексуалов, живущих скрытно (скрывающих свою ориентацию от окружающих) и страдающих интернализированной гомофобией, может также развиваться своеобразная параноидная настроенность, болезненная мнительность и подозрительность. Такому человеку все время кажется, что его "вычислят", раскроют, что над ним за его спиной смеются, обсуждают, осуждают, а также что его могут уволить с работы, что его не принимают или к нему плохое отношение именно из-за того, что о его ориентации догадываются или знают. При этом такие опасения могут иметь или не иметь под собой реальных оснований.

Гомофобия и общество

Гомофобия как неприязненное отношение к представителям секс-меньшинств представляет собой весьма распространённое явление, которое зачастую приводит к насилию и оскорблениям, институционализированной гомофобии, т. н. гетеросексизмудискриминации людей гомосексуальной ориентации со стороны общества.


Гомофобия и дискриминация сексуальных меньшинств

Следствием распространения гомофобии является нарушение прав сексуальных меньшинств, проявляющееся как в законодательстве некоторых государств, так и вне правового поля, путём личных решений отдельных чиновников, препятствующих геям и лесбиянкам в занятии определённых должностей, проведении митингов и шествий.

Например, в России до 2003 года действовал 185-й приказ министра обороны, согласно которому гомосексуальность относилась к психическим отклонениям, что означало запрет на службу в армии. В 2003 году в связи с принятием нового положения о военно-врачебной экспертизе, вводящего нормы международной классификации болезней, это ограничение было отменено.

Мнение противников гомосексуальности по поводу термина «гомофобия» и его применения

Большинство противников гомосексуальности заявляют, что их отношение к явным её проявлениям связано, в основном, с представлениями большинства о норме, а следовательно, не является чем-то предосудительным или ненормальным. Они порой возражают против правомерности самого существования термина «гомофобия», считая его идеологическим клише[10], которое чрезмерно широко используется для того чтобы создавать представление о противниках гомосексуальности как о не вполне нормальных и здоровых людях. Они считают, что гомосексуальность является не вариантом нормы, а её нарушением (клиническим расстройством, грехом, нарушением норм общественной морали), а следовательно, отвращение к этому явлению — «естественное отвращение к противоестественным действиям».

Традиционные ценности — устойчивые моральные правила и представления о жизненном пути человека, передаваемые из поколения в поколение и зачастую имеющие религиозные основания. В большинстве религий проявления нетрадиционной сексуальной ориентации рассматриваются как тяжкий грех, и если живущих во грехе следует призывать к покаянию, то с проповедями греха, по мнению религиозных активистов, следует бороться. Таким образом, религиозные активисты требуют от государства запрета публичных акций лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией (гей-парадов и т. п.), а также уголовных либо административных санкций за подобные действия. Традиционалисты могут также обвинять гомосексуалов в разрушении способной к репродукции семьи.

Гомофобия в России

Российское общество в целом относится отрицательно к секс-меньшинствам, что обусловлено сильными позициями сторонников традиционных ценностей, а также традиционных религиозных конфессий (представители которых выступают с заявлениями, выражающими категорическое неприятие, вплоть до призывов к насилию, «пропаганды гомосексуализма, как и любых других сексуальных извращений» [11][12]).

Социологический опрос ВЦИОМ июня 2005 года показал, что 59 % россиян считают гомосексуализм недопустимым поведением[13].

Согласно опросу Фонда «Общественное мнение»[14], в целом 47 % российского населения относятся к геям и лесбиянкам с осуждением (причем такое мнение чаще других разделяют мужчины и представители наименее ресурсных социальных групп: люди старшего возраста, малообразованные граждане и жители сел); 40 % — без осуждения (такую позицию чаще разделяют женщины, молодежь, высокообразованные респонденты, а также жители Москвы и остальных мегаполисов). Еще 13 % опрошенных затруднились выразить свое отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации.

Различные группы населения выражают разное отношение к секс-меньшинствам. Например, характерная для подростков-мальчиков клановость и нетерпимость к нетипичным сверстникам в целом выливается и в значительное неприятие гомосексуальности: в ходе анкетирования[15] 1429 московских школьников 7, 9 и 11 классов, проведённого в 2001 г., 24,9 % юношей сказали, что «ненавидят людей нетрадиционной ориентации и считают, что с ними нужно бороться любыми способами» (среди девушек так ответили только 2,7 %), а 12,8 % юношей и 5,1 % девушек сказали, что эти люди их «раздражают» и «их нужно принудительно помещать в специализированные учреждения».

В исследовании нетерпимости важна конкретика в позициях отвечающих. Хотя для России характерна достаточно высокая степень неприятия «в среднем», сегментация позволяет точнее анализировать отношение общества. В частности, позиции разделяются на[15]:

  • последовательно толерантную, признающую моральную, социальную и психическую полноценность и гражданское равноправие представителей «нетрадиционной» ориентации (23 % выборки);
  • последовательно гомофобную, считающую геев и лесбиянок неполноценными и/или представляющими угрозу для общества, для предотвращения которой необходимо их ограничение в правах, лечение и/или уголовное преследование (21,9 % выборки);
  • нейтральную, отсутствие интереса к проблеме, нежелание или боязнь выражать свое мнение (11,5 %);
  • конъюнктурную, логически непоследовательную, когда мнение по конкретным вопросам меняется в зависимости от ситуации, текущей информации и собственного эмоционального состояния (25,3 %).
  • Особую группу представляют сторонники сохранения status quo, которых устраивает существующее положение, т.е отсутствие репрессий в сочетании с отказом в государственной защите от дискриминации (18,3 %).

Широкую известность получила совместная акция националистически настроенных экстремистов и православных радикалов в ночь на 1 мая 2006, получившая в прессе название гей-погрома. Около 150 человек сорвали вечеринку в гей-клубе Москвы Renaisance Event Club. Собравшиеся блокировали подходы к клубу и в течение нескольких часов выкрикивали гомофобные лозунги и нецензурную брань в адрес посетителей клуба. Кроме того, двери клуба были закиданы яйцами, бутылками и камнями.

В целях борьбы с проявлениями гомофобии и ущемлением прав сексуальных меньшинств группой российских гей-активистов была предложена «Декларация прав сексуальных меньшинств в России», а также проводятся акции, направленные на привлечение внимания мирового сообщества к проблеме гомофобии в России.

Ситуация с гомофобией в других странах

Понятие гомофобии как общественного явления возникло внутри западноевропейской социокультурной парадигмы. Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе» (англ. Homophobia in Europe) от 18 января 2006 г. определяет гомофобию как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждениях и схожие с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и сексизмом» (англ. an irrational fear of and aversion to homosexuality and to lesbian, gay, bisexual and transgender (LGBT) people based on prejudice and similar to racism, xenophobia, anti-semitism and sexism)[16] — принимая, таким образом, трактовку гомофобии как социального и культурного явления, а не психиатрического синдрома.

Геи и лесбиянки в США подвергаются дискриминации и различным нападкам[17][18][19][20][21]. Так, например, 90 % американских геев и лесбиянок отмечают, что испытывали личные оскорбления или угрозы, а около трети — подвергались физической агрессии. Геи также приводят следующие цифры: в среднем американский школьник слышит гомофобные высказывания 26 раз в день. Около 31% молодых геев и лесбиянок в 2005 году подверглись физической агрессии в школе[22].

Довольно напряжённая ситуация складывается в Израиле. В 2005 году во время проведения гей-парада окружающие швыряли в демонстрантов бутылки с мочой и пакеты с фекалиями[23]. Некоторые протестующие несли лозунги «Гомосексуализм — это заболевание». Один из противников шествия тяжело ранил ножом гея и лесбиянку. Ранее мэр Иерусалима пытался запретить гей-парад[23], однако суд постановил, что для отмены недостаточно оснований и обязал городские власти обеспечить безопасность мероприятия, разместить флаги для шествия с радужной символикой и возместить организаторам часть расходов.

В некоторых странах бывшего социалистического лагеря проблема гомофобии не менее актуальна. Так, из-за высокого уровня гомофобии в Эстонии в 2006 году страну покинул голландский посол[24].

В Белоруссии, где гомосексуализм уголовно наказуем, за последние годы произошло два дипломатических скандала на этой почве. Оба раза обвинения в совершении уголовно наказуемых деяний предъявлялись дипломатам государств, активно поддерживающих белорусскую оппозицию. В 2005 году местные власти обвинили сотрудника чешского посольства Павла Крживоглавого в сексуальных домогательствах и со скандалом выдворили его из страны. В 2006 году та же участь постигла второго секретаря посольства Латвии в Минске Реймо Шмитса.

В Англии производится последовательная борьба с гомофобией. [25]

Гомофобия в массовой культуре

Внимание! Ненормативная лексика!
Содержание этой статьи или раздела может показаться некоторым читателям непристойным или оскорбительным.
  • Во многих странах существуют специальные программы по профилактике гомофобии среди школьников, в которых используются списки деятелей кино и шоу-бизнеса — представителей ГЛБТ-сообщества. Однако, иногда составители подобных списков выдают желаемое за действительное. Так в Великобритании к представителям сексуальных меньшинств был причислен голливудский актёр Кевин Спэйси, никогда не заявлявший о своих гомосексуальных склонностях[26].
  • Эминема обвиняли в гомофобии из-за агрессивных текстов его песен. Тем не менее, Элтон Джон согласился выступить с ним дуэтом на вручении премии Грэмми в 2001 году, что шокировало представителей организации Gay and Lesbian Alliance Against Defamation, которые за год до этого наградили английского певца премией за борьбу с гомофобией. [27]
  • В 2001 году петербургская группа «Чугунный скороход» записала композицию «Пидоры идут», клип на которую был показан на канале MTV. В песне в грубых выражениях описываются грустные мысли натурала, которому трудно живётся в мире, наполненном «гомосеками» (Ты родился мужчиной — ты попал! Ходу нет, если ты натурал! <...> Любой парикмахер или стилист должен быть гомосексуалист! Как натуралу устроиться в штат, если гомосеки его с ходу хотят? Ты работаешь в фирме несколько дней, тут выясняется, что твой босс — гей! Что тебе делать: кричать, молчать, нагнуться и дать или убежать? Беги беги беги, они уже рядом! Беги беги беги, ласкают взгядом!). Хотя многие слушатели сочли песню шуткой и пародией на гомофобные истерики, сами авторы настаивают на том, что они хотели сказать именно то что сказали: «нас, как натуральных людей, беспокоит будущее наших детей». [28]
  • Бурю негодований со стороны ГЛБТ-сообщества США вызвал фильм 1992 года «Основной инстинкт», поставленный голландским кинорежиссёром Полом Верховеном. Представители сообщества сочли образ главной героини картины писательницы-бисексуалки Кэтрин Трамелл, созданный актрисой Шарон Стоун, очерняющим сексуальные меньшинства и обвинили создателей фильма в гомофобии. Гей-активисты и им сочувствующие пытались всячески воспрепятствовать съёмочному процессу, а затем старались сорвать премьерные показы «Основного инстинкта»[29].
  • Ряд радиостанций отказались ставить в эфир песню «Андрюша» группы «Ляпис Трубецкой», посчитав её гомофобной. Однако лидер коллектива Сергей Михалок отвергает подобные обвинения, считая, что песня просто является ироничной, как и заметная доля песен группы. С тем чтобы полнее раскрыть идеи данной композиции, на песню был снят видеоклип, в котором женщины занимаются типично мужским времяпрепровождением, иллюстрируя фразу «Баба прячется в каждом»[30].

См. также

В Википедии есть портал
«ЛГБТ»


Источники

  1. lyberty.com dictionary — homophobia
  2. Answers.com — homophobia
  3. Уэйнрайт Черчилль (Wainwright Churchill) — «Гомосексуальное поведение среди мужчин» (Homosexual Behavior Among Males)
  4. а б в г Доминик Дэйвис — ГОМО и ФОБИЯ Все грани неприязни
  5. Hudson, W. W., & Ricketts, W. A. A strategy for the measurement of homophobia. Journal of Homosexuality, 1980, 5, 356—371.
  6. Henry E. Adams, Lester W. Wright Jr., and Bethany A. Lohr. Is homophobia associated with homosexual arousal? // Journal of Abnormal Psychology, 1996 № 105(3), С. 440—445.
  7. Kimmel M. Masculinity as Homophobia: Fear, Shame and Silence in the Construction of Gender Identity. // Theorizing Masculinities, Sage Publications, 1994.
  8. Д.Моррис — «Голая обезьяна»
  9. Центр аналитической психологии — Гомофобия
  10. Политическое клише — шаблонное выражение, употребляемое для того, чтобы в короткой, декларативной форме классифицировать (как правило, однозначно) и дать оценку субьектам политики или политическим явлениям.
  11. Муфтий Таджуддин готовится дать отпор участникам гей-парада в Москве
  12. Берл Лазар: Гей-парады наносят не меньшее оскорбление верующим, чем карикатуры
  13. Пресс-выпуск № 235 Всероссийский центр изучения общественного мнения. 28 июня 2005
  14. Фонд «Общественное мнение». Опрос 08.06.2006: сексуальные меньшинства. Запрет на проведение гей-парада
  15. а б Кон И. С. Социологические заметки о гомофобии и способах ее преодоления
  16. Гомофобия в Европе. Полный текст резолюции Европарламента(англ.)
  17. США. Расизм и гомофобия привели к распространению ВИЧ среди чернокожих гомосексуалов
  18. Гомофобия обошлась Пентагону в 363,8 миллиона долларов
  19. В США учителя геи подвергаются дискриминации
  20. Anti-gay laws, studies of homophobia; public opinion…(англ.)
  21. Сенат США отклонил конституционную поправку о запрете однополых браков
  22. http://gaynews.ru/news/article.php?ID=2643
  23. а б Гей-парад закончился резней
  24. Посол Голландии покидает Эстонию из-за гомофобии
  25. Гомофобная шутка стоила работы британскому политику
  26. Официальное правительственное сообщение: Кевин Спэйси — гей(англ.)
  27. Eminem and Elton John team up.
  28. Чугунные пидоры
  29. Дон Соува. 125 запрещённых фильмов: Цензурная история мирового кинематографа / Пер. с англ. Ирины Тарановой. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004, 512 с.
  30. Сергей Михалок: Баба прячется в каждом

Ссылки

Сексуальная ксенофобия

Гомофобия Трансфобия Бифобия Гетерофобия Сексизм Гетеросексизм

Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home