Гомосексуальность

В Википедии есть портал
«ЛГБТ»
В связи с вандализмом редактирование этой страницы закрыто для незарегистрированных и новых участников.
Один из участников Википедии предположил, что эта статья может содержать оригинальные исследования
Пожалуйста, проверьте её соответствие формату Википедии. Если в ней действительно содержатся оригинальные исследования, то она должна быть переписана или удалена.
→ Обсуждение
Сексуальная ориентация
Раздел сексологии
Общепринятые классификации

Гетеросексуальность
Бисексуальность
Гомосексуальность

Другие классификации

Асексуальность
Аутосексуальность
Шкала сексуальности Кинси
Решётка сексуальной ориентации Клейна
Моносексуальность
Пансексуальность
Парафилия

Тематически связанные статьи

Эмоциональная ориентация
Биология и сексуальная ориентация
Свободный выбор и сексуальная ориентация
Статистика сексуальной ориентации
Сексуальность животных
Ситуационное сексуальное поведение

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить
ЛГБТ и Квир-исследования
Гендер · Гомосексуальность · Бисексуальность · Трансгендерность
История ЛГБТ-движения
Разные исторические эпохи
ЛГБТ-организации
Движение за освобождение геев
Культура
Гей-сообщество · Гей-деревня · Религиозный аспект · Квир-исследования · Гей-сленг · Драг · Символика ЛГБТ-движения
Законодательство
Однополые браки · Усыновление · Уголовное преследование
Категории
Терминология ЛГБТ · Гей-СМИ
редактировать

Гомосексуальность (от др.-греч. ὁμός, homos — тот же, одинаковый и лат. sexus — пол) — предпочтение представителей своего пола в качестве сексуального партнёра, объекта эротического влечения и/или любовных отношений. Термин «гомосексуальность» впервые был использован в 1869 г. в анонимно опубликованном памфлете, написанном на немецком языке австрийским публицистом Карлом-Марией Кертбени.

Гомосексуальность в широком смысле — это один из видов сексуальности человека, складывающийся из гомосексуальной ориентации (сексуального влечения к лицам своего пола), гомосексуальной идентичности (осознания себя как лица гомосексуальной ориентации) и гомосексуального поведения (сексуальной практики с лицами своего пола). В узком смысле слова гомосексуальность — это одна из трёх возможных сексуальных ориентаций, определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) либо сексуальное влечение только и исключительно к лицам своего пола. Двумя другими ориентациями являются гетеросексуальная и бисексуальная. Гомосексуальность бывает мужской и женской (последняя часто называется лесбийской любовью).

Американский социолог Кинси в своих исследованиях человеческой сексуальности предложил шкалу сексуальности (так называемую шкалу Кинси), в которой в качестве одной из нескольких подшкал выступает гомо—/би—/гетеросексуальность, наряду с такими подшкалами, как гомо—/би—/гетеросоциальность, гомо—/би—/гетероэстетичность, гомо—/би—/гетероэротичность и др. — см. Исследования сексуальных предпочтений (Альфред Кинси).

В связи с многозначностью термина «гомосексуальность» в научной литературе в последнее время стало принято пользоваться уточняющими или более узкими терминами — например, говорить о гомосексуальной ориентации, гомосексуальном поведении, гомосексуальности как явлении, гомосексуальности как точке на подшкале «сексуальность» шкалы Кинси и т. д.).

В большинстве цивилизованных стран люди гомосексуальной ориентации по закону имеют равные права с представителями гетеросексуальной ориентации, а во многих странах Западной Европы (Голландия, Бельгия, Испания,Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Франция, Германия, Финляндия, Люксембург, Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых странах Северной, Южной Америки и Африки (ЮАР) однополые пары могут заключать так называемые гражданские партнёрства. В то же время нередка и дискриминация людей гомосексуальной ориентации — явление, уходящее корнями в историю. Остаются государства (на постсоветской территории это, например, Узбекистан и Туркменистан), в которых гомосексуальные половые связи (а именно мужеложество) являются уголовно наказуемым деянием.

Содержание

Биологические основы гомосексуальности

Многие представители естественных наук полагают, что гомосексуальность — биологическая особенность организма, определяемая генетическими или иными врожденными факторами. Биологические исследования гомосексуальности ведутся по следующим основным направлениям: изучение гомосексуальных проявлений у животных и поиск генетических и гормональных характеристик, отличающих людей гомосексуальной и гетеросексуальной ориентации. Ряд научных журналов публикуют биологические исследования гомосексуальности, в частности специализированный журнал Journal of Homosexuality.

Гомосексуальность в животном мире

Среди учёных отсутствует единое мнение о природе гомосексуальности у животных. Существуют исследования, утверждающие, что гомосексуальность встречается у обезьян, дельфинов, птиц (пингвинов) и даже у мух. Критики указывают на то, что поведение животных, представляющееся гомосексуальным, на самом деле может иметь социальное, а не сексуальное значение. Также критически относятся к исследованиям на животных, содержащихся в неволе.

Вот несколько результатов, недавно полученных в исследованиях на обезьянах:

  • Исследование сексуальности самок было проведено на японских макаках (Vasey P.L., Arch. Sex. Behav. 31, 2002). Этот вид обезьян является отличной моделью для изучения сексуальной ориентации, потому что самки проявляют как гетеросексуальное, так и гомосексуальное поведение. Существуют данные в пользу того, что это поведение сексуальное, а не социосексуальное. Также показано, что гомосексуальное поведение самок не вызвано недостатком самцов. Интересно, что самки могут предпочитать отдельных самок и отдельных самцов остальным сородичам в группе. На основании этих данных исследователи пришли к выводу, что самки японских макак бисексуальны.
  • Исследование гомосексуальности было проведено на самцах орангутанов (Fox E. A., Am. J. Primatol. 55, 2001). Ученые наблюдали этих человекообразных обезьян в естественных условиях и документировали гомосексуальное поведение. На основании этих данных был сделан вывод, что гомосексуальность орангутанов — не результат содержания в неволе, а компонент сексуального и социосексуального поведения.

Генетические исследования

Поиски гена или генов гомосексуальности ведутся учёными начиная с 1980-х гг.

Как и во многих других исследованиях, пытающихся отличить врождённые признаки от приобретённых, важный материал был получен из анализа родственников и, в особенности, однояйцевых близнецов. Было показано частое наличие у гомосексуальных мужчин нескольких старших братьев, а также отмечалось проявление гомосексуальности у обоих однояйцевых близнецов даже в тех случаях, когда они воспитывались раздельно.

Полученные к настоящему времени результаты не дают возможности однозначно интерпретировать гомосексуальность как генетически закреплённую характеристику, но и не позволяют отказаться от дальнейших поисков в этом направлении. Некоторые особенности генетического материала оказываются общими у примерно 20 % обследованных гомосексуальных мужчин. В то же время существенных генетических особенностей у гомосексуальных женщин не обнаружено[Источник?].

Исследования гормональной системы

Схожая картина наблюдается и в эндокринологических исследованиях, посвящённых изучению влияния гормонов на формирование сексуальности. Сообщалось о том, что повышение уровня мужских гормонов в пренатальный период приводит к гомосексуальности ребёнка независимо от его пола, а также об отличиях в величине гипоталамуса у гомо- и гетеросексуальных мужчин. Во всех случаях предъявляемый исследователями статистический материал достаточно велик, чтобы на него нельзя было закрыть глаза, но никак не покрывает всех случаев. В частности, закономерности, устанавливаемые для мужской гомосексуальности, оказываются недействительными для женской. Это даже заставляет некоторых представителей естественных наук говорить о различной природе мужской и женской гомосексуальности[Источник?].

Вместе с тем известно, что концентрация андрогенов может зависеть от поведенческих и ситуационных факторов, влияя, в свою очередь, на сексуальное поведение. Вследствие такой обратной связи в этиологии, по крайней мере, мужской гомосексуальности могут иметь существенное значение и влияние среды, социального и культурного опыта, то есть:

В старых спорах «природа или воспитание» частично правыми оказались сторонники обеих точек зрения (хорошим примером служит этиология ожирения)[1]

Исследования мозга

Так как проявления гомосексуальности, как и сексуальности вообще, управляются нервной системой (высшими и периферическими отделами), внимание широкого круга исследователей мозга было привлечено к этому вопросу. Долгое время превалировал психологический подход, но в последнее время появились исследования нейробиологов, указывающие на отличие в операциях мозга у гетеро- и гомосексуалов[Источник?].

Методологические проблемы изучения гомосексуальности

Все естественнонаучные исследования гомосексуальности основываются на базовом предположении о том, что гомосексуальность как отдельное явление действительно существует, то есть на эссенциалистском (см. ниже) подходе к явлению. Поэтому метод работы в этой области оказывается идентичен методу исследования, например, леворукости. Между тем всё более влиятельный в XX веке конструктивистский подход ставит под сомнение само существование единой и неизменной для всех времен и народов гомосексуальности[Источник?].

Особую трудность при исследовании гомосексуальности представляет выделение исходного материала исследования. Прежде (а в СССР и в России — и в самое последнее время) исследования гомосексуальности проводились либо на материале арестованных и осуждённых по соответствующему обвинению, либо на материале обратившихся за помощью к сексологу, психотерапевту, психоаналитику, психологу или психиатру. Понятно, что в обоих случаях выборка крайне нерепрезентативна (судебному преследованию чаще подвергались представители социальных низов, а за помощью к психологам, психиатрам или сексологам обращаются главным образом люди с множественными личностными, психологическими или сексуальными проблемами). Новейшие исследования гомосексуальности в странах Запада — как медико-биологические, так и социологические — проводятся преимущественно с привлечением добровольцев. Однако и в этом случае культурная реальность предшествует природной и предопределяет её. Человек, испытывающий те или иные влечения и позволяющий (или не позволяющий) себе реализовать их на практике, — это не то же самое, что человек, готовый более или менее публично признать это и принять участие в связанных с этой сферой жизни исследовательских проектах. Для этого надо быть готовым публично и открыто признать свою гомосексуальность. Способов же «объективного» определения сексуальной ориентации человека не существует. Имеющиеся методы основаны на предъявлении испытуемому эротических образов (рисунков, фотографий, видеозаписей) и регистрации возбуждения. Такой метод не учитывает того, что на сексуальное возбуждение влияет, кроме половой принадлежности объекта, множество иных факторов, вплоть до личного вкуса. Объективное выявление гомосексуальных склонностей было бы возможно на основании неких гормональных или генетических особенностей, однако именно существование таких особенностей у гомосексуалов как таковых (а не у какой-то субпопуляции гомосексуалов, участвующих в исследованиях) и требует доказательства в ходе исследований.

Социология гомосексуальности

В Российской империи сексуальные контакты между мужчинами были традиционно структурированы через отношения власти между хозяином и его подчиненными в больших домовладениях, монастырях, банях, тюрьмах и вооруженных силах. Подобные типы отношений сохраняются и сейчас в современных гомосоциальных сообществах тюрем или армии.

Новый тип гомосексуальной субкультуры, близкий к западному, начинает развиваться, согласно некоторым свидетельствам, в 1870—1910-х гг. В больших городах вроде Москвы, Петербурга или Киева начинают появляться места для круизинга (поиска сексуального партнера) и даже полулегальные заведения, где женственные мужчины проводили время в поисках сексуальных контактов с другими гомосексуалами, солдатами или студентами учебных заведений. Таких людей чаще всего называли «тётками». С самого начала это субкультура была отделена от традиционных патриархатных форм мужской сексуальности, но несмотря на это тесно связанной с явлениями проституции и патронажа.

Политика советских властей в отношении гомосексуальности в 1920-е гг. не была однозначной. Уголовное наказание за мужеложство было отменено. Распространение получила левая кампания за «сексуальное освобождение». В то же время любые формы женственного самовыражения у мужчин жёстко критиковались как проявления «буржуазного разложения», тогда как маскулинность у женщин рассматривалась как революционный атрибут и оценивалась высоко. Подобный дискурс, связывающий гомосексуальность с гендерной инверсией, был отражением масштабного западного процесса психиатризации и патологизации гомосексуальности и стал его частью.

В 1930-е гг. общегосударственная кампания по очищению городского пространства от «социальных аномалий» вроде проституток, преступников и нищих, затронула также и гомосексуальную субкультуру. Ре-криминализация гомосексуальности в 1934 и последующие аресты многих гомосексуалов привели к тому, что гомосексуальная субкультура ушла в подполье и стала невидимой.

На протяжении всего советского периода существовало два основных способа обнаружения чьей-то гомосексуальности: рейды милиции по существующим «плешкам» (местам встреч в парках и др.) или частным квартирам, и определение передачи ИППП как результата анального или иного однополого сексуального контакта в государственной клинике. Гомосексуальность при этом определялась врачами как расстройство личности («сексуальная психопатия», «невроз сексуальной ориентации» и т. д.), а людей, практикующих однополый секс, принудительно помещали в психиатрические лечебницы и даже заключали в тюрьму.

Вместе с тем уголовное преследование гомосексуалов в советское время, начиная примерно с 70-х годов, постепенно перестало быть тотальным и стало носить случайно-выборочный характер (во время очередных милицейских облав) или использовалось как средство запугивания и давления на неугодных властям лиц, тем или иным образом уличённых или заподозрённых в гомосексуальности (такие обвинения в некоторых случаях могли быть сфабрикованы). В то же время на факты гомосексуальности лояльных властям и/или не слишком «высовывавшихся» (например, не являвшихся частыми посетителями плешек и известных властям частных квартир) лиц советские власти того периода обращали сравнительно мало внимания. Гомосексуальность некоторых советских артистов или писателей не была тайной для советских властей, но эти лица, как «социально полезные», не подлежали репрессированию. То есть применение 121 статьи УК РСФСР (предусматривала лишение свободы на срок до 5 лет; при отягчающих вину обстоятельствах (например, вовлечение несовершеннолетних) — на срок до 8 лет) в 70-е годы было выборочным.

Несмотря на репрессии, даже в небольших советских городах гомосексуально активные мужчины встречались и занимались сексом внутри или около общественных туалетов, в других публичных местах вроде парков или пустырей. Такой традиционный способ поиска партнёра долгое время был распространён. Однако с переходом большинства общественных туалетов в частную собственность и превращением их в платные, гомосексуальная активность в этих местах существенно снизилась. Курортные регионы (напр., Одесса или Крым) также были популярны среди гомосексуальных мужчин в советское время[Источник?].

Фрейд и гомосексуальность

На рубеже XIX—XX веков принципиальное направление научным взглядам на гомосексуальность было задано работами Зигмунда Фрейда, полагавшего, что от природы человек бисексуален и что гетеросексуальные предпочтения формируются в раннем детском возрасте при правильном развитии личности, а гомосексуальные возникают при некоторых сбоях в этом развитии. При этом Фрейд был склонен относиться к гомосексуальности весьма терпимо и полагал, что терапия должна быть направлена не на изменение сексуальной ориентации, а на коррекцию возникающего как следствие психического дискомфорта («дисфории сексуальной ориентации») и на принятие пациентом собственного «я».

Эволюция научных взглядов на гомосексуальность

Взгляды научного сообщества на гомосексуальность эволюционировали с течением времени.

Единого мнения относительно того, является ли человеческая гомосексуальность нормой или отклонением, до сих пор не существует. Большинство современных учёных, тем не менее, признают её, наряду с гетеросексуальностью и бисексуальностью, одним из трёх равнозначно нормальных вариантов сексологической нормы по полу предпочитаемого объекта.

Те немногие учёные, которые, как Чарльз Сокарайдес и другие члены NARTH, сегодня выступают за признание гомосексуальности ненормальной и говорят о необходимости её «коррекции» (добровольной и по желанию самого человека), связаны с крайне религиозными или консервативными организациями. Это вызывает у их коллег из Американской психиатрической ассоциации обоснованные сомнения в их научной добросовестности, в корректности проводимых ими исследований, в том, что эти учёные не смешивают научную истину с политической целесообразностью или с личными религиозными и моральными установками. В ряде случаев эти сомнения удалось не только подтвердить, но и доказать наличие научной некорректности и даже прямых подтасовок в исследованиях Сокарайдеса. Были установлены также факты причинения непоправимого вреда пациентам, подвергавшимся «коррекции сексуальной ориентации». Всё это вместе привело к лишению ряда учёных, практиковавших «коррекцию сексуальной ориентации», дипломов и врачебных лицензий, учёных степеней и званий, исключению из APA и в ряде случаев к судебным процессам против них.

В свою очередь, члены NARTH неоднократно обвиняли коллег из APA, придерживающихся позиции о том, что гомосексуальность является вариантом сексологической нормы, в том, что они либо сами являются «латентными гомосексуалами», либо «попали под влияние гомосексуального лобби», то есть, тоже грешат против научной истины. Некоторые из учёных, подвергавшихся такого рода обвинениям, подали в суд гражданские иски против членов NARTH по обвинениям в намеренном оскорблении, клевете и распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство, и выиграли процессы. В одном из таких судебных процессов истцу удалось доказать, что, хотя он лично действительно является гомосексуалом, его личная гомосексуальность не имеет никакого отношения ни к его научной позиции по вопросу о гомосексуальности, ни к научной корректности и добросовестности проводимых им исследований.

Эссенциализм и конструктивизм в исследованиях гомосексуальности

Осмысление проблем сексуальности вообще и гомосексуальности в частности в науке и публицистике последнего полувека проходит, главным образом, через полемику двух фундаментальных подходов — эссенциалистского и конструктивистского.

Эссенциализм рассматривает сексуальность как фундаментально асоциальное и биологически данное влечение, направляемое импульсами или инстинктами. Сексуальность объясняется через соотнесение с некой внутренней сущностью человека, природной основой или универсальной моделью поведения и анализируется через набор бинарных оппозиций вроде естественное/неестественное, скрытое/видимое, базис/надстройка, истинное/ложное, реальность/интерпретация, сущность/проявление и др. Все разнообразие сексуальных практик дифференцируется и некоторые из них определяются как «нормальные» или «здоровые», а другие как «неестественные» или «извращенные». С этой точки зрения любая сексуальность предстает как чрезвычайно мощное, но деструктивное и опасное желание, которое может быть сдержано только формальным социальным контролем и строгими дисциплинарными техниками. Подобный взгляд коренится в иудео-христианской культуре и долгое время поддерживался психиатрией и классической социальной теорией. Гомосексуальность при эссенциалистском подходе понимается как сущностная противоположность гетеросексуальности — в новейшее время аргументы для такого понимания ищутся не в библейских моральных запретах, а в биологической (генетической) предопределенности того или иного типа сексуального поведения: от природы каждый человек — то или иное, и социокультурные воздействия не способны изменить это положение дел. Парадоксальным образом эссенциализм является основой взглядов и радикальных противников гомосексуальности (настаивающих на изначальной ущербности всех, кому она свойственна), и ее защитников, утверждающих, что за неотчуждаемые, природные свойства человека карать нельзя.

Другая точка зрения и теоретическая перспектива основывается на культурном анализе сексуальности, предложенном французским философом Мишелем Фуко в его работе «История сексуальности». Фуко показывает, что западная культура пронизана сексуальностью и стремится обозначить причины разных сексуальных практик и категоризировать их, отыскать «истину секса», а идентичность и даже внутреннюю сущность человека определить через его сексуальную биографию. Фуко обнаруживает, что то, что сегодня называется гомосексуальностью, в разных культурах и в разные эпохи категоризировалось по-разному: так, в некоторых полисах Древней Греции классического времени определенный тип гомосексуальных отношений (между взрослым мужчиной и подростком) был идеализирован в качестве социальной практики, не менее важной, чем институт брака между мужчиной и женщиной, причем подразумевалось, что один и тот же мужчина может участвовать в обоих типах отношений, — а вопрос о личных эротических предпочтениях человека признавался несущественным. Современное понимание гомосексуальности как определенной сексуальной ориентации предстает у Фуко не научной истиной, а всего лишь продуктом своей эпохи и свойственной этой эпохе картины мира (эпистемы). Выводы, близкие выводам Фуко, получили во второй половине XX века и ученые, изучавшие формы сексуальности у народов, не подвергавшихся влиянию западной цивилизации (прежде всего, у племен Новой Гвинеи): проявления гомо- и гетеросексуальности у этих народов значительно отличаются от известных и привычных в Европе.

Новейшие исследователи, восприняв идеи Фуко и феминистскую методологию, внесли значительный вклад в развитие анти-эссенциалистского подхода, который рассматривает сексуальность как социально-исторический конструкт. Сексуальная идентичность понимается как результат длительного процесса социализации, структурированного культурными традициями, классовыми характеристиками, одобряемыми гендерными ролями или семейной историей. Значения, которыми мы наделяем собственную сексуальность, социально организованы, определены набором дискурсов, которые стараются донести до нас то, что такое сексуальность, какой она может быть и соответственно какой она должна быть[Источник?].

Основные способы концептуализации гомосексуальности

В разные эпохи и в разных культурах гомосексуальность понималась по-разному. Однако основные способы концептуализации этого явления довольно немногочисленны.

Институционализированная гомосексуальность

Институционализация гомосексуальности означает признание допустимости и даже необходимости гомосексуальных отношений в строго определённых ситуациях и неприемлемость их во всех остальных случаях.

Этнографические исследования XX века показали, что у первобытных народов мужские гомосексуальные контакты во многих случаях выступают как составная часть инициации: взрослые мужчины племени должны совершить те или иные сексуальные действия с мальчиками-подростками для того, чтобы те тоже могли считаться взрослыми, и эти действия понимаются как передача мужской силы, мужского статуса.

Поздним, значительно трансформированным вариантом такой культурной нормы выступала характерная для древних Афин и отражённая в сочинениях Платона, Ксенофонта и других авторов практика любовных (а не только сексуальных) отношений между мужчиной и юношей, содействовавших, по представлениям афинской аристократии, эмоциональному и интеллектуальному созреванию младшего партнёра. Какие-либо иные проявления гомосексуальности, кроме институционализированных, как в первобытном обществе, так и в Афинах, судя по всему, не одобрялись.

Другой тип институционализированных гомосексуальных отношений, также существовавший во многих древних культурах, был связан с культами плодородия и выражался в сакральной проституции, которую могли практиковать храмовые служители обоих полов; мужская храмовая проституция отмечалась во многих культурах Ближнего Востока и Передней Азии.

Третий тип институционализированной гомосексуальности — выделение в обществе «третьего пола», то есть людей, которые биологически принадлежат к одному полу, но выполняют социальные роли противоположного пола, что зачастую распространяется и на их сексуальное поведение; наиболее исследован феномен «третьего пола» у ряда индейских племен, где такие люди назывались бердач или бердаче (возможно, впрочем, что правомернее рассматривать бердачей как институционализированных транссексуалов). Кроме того, можно указать на существование ханит у омани и на таитянских маху.

Гомосексуальность как грех

Представление о гомосексуальном поведении как о грехе сложилось в иудаизме и было унаследовано от него другими монотеистическими религиями. Принято считать, что резко отрицательное отношение иудаизма к гомосексуальности (впрочем, как и к любым другим проявлениям сексуальности, не связанным с браком и задачами деторождения) было связано с конкуренцией ближневосточных религиозных культов: ближайшие соседи древних иудеев тяготели как раз к культам плодородия, в которых сексуальность понималась символически и широко практиковалась за пределами брака.

Мера тяжести данного греха в разное время в разных религиях оценивалась по-разному (cм., например, заявления высокопоставленных представителей исламского духовенства в России). Существенно, однако, что, как всякий другой грех, грех гомосексуальности (гомосексуального вожделения или совершённого сексуального акта) рассматривался как однократное событие, за которое грешника можно было подвергнуть церковному наказанию, в котором он мог покаяться и т. п. По религиозным представлениям, отдельный человек мог испытывать особую склонность к греху гомосексуальности (как другой человек испытывает особую склоннность к греху чревоугодия, гордыни и т. д.), но это никак не выделяло его из общей массы грешников.

Гомосексуальность как преступление

По мере постепенной секуляризации общества авторитет церкви оказывался недостаточен для сдерживания не одобряемого религией поведения, и часть полномочий церкви перешла к государству: в дополнение к религиозно мотивированному понятию греха гомосексуальность стала концептуализироваться и как преступление против общества. При этом, как и в предыдущем случае, предполагалось, что преступник может совершать преступление или не совершать его, а наказание может отвратить его от дальнейших преступлений.

Гомосексуальность как патология

В XVIII веке, когда процессы секуляризации в европейской культуре еще усилились и прогресс естественных наук привел к попыткам полностью объяснить человеческую жизнь природными факторами, возникло представление о гомосексуальных наклонностях как о некоей природной аномалии, болезни (эта концепция представляла собой частный случай более общей идеи Ломброзо о том, что вообще грех и преступление суть проявления особой природы отдельных людей, то есть преступником человек рождается). В наиболее ранних медицинских трудах по этому вопросу предполагалось даже, что гомосексуальность связана с анатомическими аномалиями (например, с отклонениями в размере и форме полового члена). С развитием в XIX веке клинической психопатологии и психиатрии гомосексуальность стали понимать как умственное расстройство. Наконец, в XX веке разновидностью концептуализации гомосексуальности как болезни стало разрабатывавшееся в гитлеровской Германии понимание гомосексуальности как неустранимого генетического дефекта, природной неполноценности индивида.

В отличие от всех предыдущих способов концептуализации гомосексуальности, медико-биологический подход к ней делает акцент не на тех или иных конкретных поступках или формах поведения субъекта, а на некотором постоянном или временном свойстве человека, которое наличествует в нём даже в том случае, если этот человек никак не проявляет своих склонностей.

Гомосексуальность как свойство личности

Взяв за основу медико-биологический подход, публицисты-правозащитники конца XIX века — Карой Кертбени, Карл Ульрихс, Магнус Хиршфельд и другие — поставили под сомнение отношение к гомосексуальности как к патологии: по их мнению, нет оснований понимать гомосексуальность как болезнь, если своему носителю она не причиняет заметного ущерба.

Социальный вред гомосексуальности также был поставлен исследователями рубежа XIX—XX вв. под сомнение. На протяжении XX века в ходе общего распространения либеральных ценностей широко распространилась и концептуализация гомосексуального влечения как свойства личности (скорее всего, врождённого), не требующего ни медицинского, ни юридического вмешательства.

Оправдание гомосексуальности

Отношение к гомосексуальности в современном западном обществе варьирует в достаточно широких пределах, и хотя в целом социологические опросы в западных странах за последние полвека показывают отчётливое движение в сторону принятия гомосексуальности как варианта нормы, моральные претензии к лицам гомосексуальной ориентации и их защитникам продолжают предъявляться. Основные аргументы противников гомосексуальности и контраргументы ее защитников таковы:

  • Гомосексуальность — грех, все религии мира осуждают ее.
В действительности речь идёт не о всех современных религиях, а об иудаизме и основанных на нем христианстве и исламе, а также индуизме и конфуцианстве (другие религии в большинстве своем мало интересуются гомосексуальностью и никак специально не высказывают своего отношения к ней). Некоторые конкретные доводы религиозно настроенных людей против гомосексуальности основаны на интерпретации определенных эпизодов Священного Писания (в частности, ветхозаветная история о уничтожении городов Содома и Гоморры за грехи их жителей), в целом, безусловно, священные книги всех трех религий говорят о резком неприятии гомосексуальности (например, Левит 18:22 и др.; К римлянам 1:26-27; подробнее см. [1]). Правда, во многих случаях такое же резкое неприятие обрушивается в этих книгах и на поступки, которые сегодня в рамках христианства воспринимаются как совершенно приемлемые — например, на употребление в пищу животного жира, крови и приготовленных из них блюд (Левит 3:17, 7:23-27 и др.), а также свинины, зайчатины, страусятины, мяса тушканчика, нетопыря и ряда других животных (Левит 11:4-19), на ношение одежды, сшитой из тканей разного происхождения (Левит 19:19), на подстригание бороды (Левит 19:27), и т. п. Некоторые конфессии (прежде всего, ряд течений протестантизма) считают запрет на гомосексуальность настолько же устаревшим и подлежащим отмене, насколько запрет на поедание кровяной колбасы. Другие конфессии удерживают этот запрет и настаивают на его актуальности. Однако, в любом случае, запреты, накладываемые той или иной религией, в современном обществе могут распространяться только на тех, кто причисляет себя к этой религии[Источник?].
  • Гомосексуальность — нарушение природного предназначения человеческой сексуальности.
Вопрос о том, имеет ли гомосексуальность природное или культурное происхождение, остаётся спорным. В доказательство того, что гомосексуальность не нарушает законов природы, часто приводят факты гомосексуальных спариваний у животных, хотя полного научного объяснения этих фактов пока нет. С другой стороны, поведение человека в целом весьма далеко уклоняется от природной данности, в том числе и в сексуальной сфере: в природе, например, не существует контрацепции. Остается неясным, отчего именно в случае гомосексуальности следовать природе — хорошо, а не следовать — плохо (в то время как во многих других сферах — в области питания, например, — уход от природной данности оценивается как норма)[Источник?].
  • Гомосексуальность вредна с демографической точки зрения, она приводит к падению рождаемости.
Падение рождаемости, в самом деле, начиная с середины XX века представляет все более серьезную проблему для европейской цивилизации. Характерно, однако, что эта проблема появилась за несколько десятилетий до широкомасштабной либерализации отношения общества к гомосексуальности. Распад традиционной семьи с большим количеством детей стал результатом сложного комплекса факторов, среди которых декриминализация гомосексуальности вряд ли играет значительную роль: по чисто статистическим причинам основной вклад в демографический спад в Европе вносят гетеросексуальные семьи без детей или с единственным ребенком[Источник?].
  • Гомосексуальность вредна с медицинской точки зрения, поскольку анальный секс более травматичен и связан с бо́льшим риском заражения СПИДом, чем любые другие виды сексуального контакта (подробную аргументацию по этому и следующему пункту содержит эта статья).
Действительно, травматическая и инфекционная опасность анального секса относительно высока, хотя и другие формы сексуального контакта (и прежде всего, вагинальный) сопряжены с определенными опасностями для здоровья. Строгое соблюдение гигиены и следование правилам безопасного секса существенно снижает риск, но, как и в других случаях, не сводит его к нулю. Между тем понятно, что анальный секс не является ни исключительно гомосексуальной практикой (эта форма контакта используется и гетеросексуальными партнерами), ни всеобщей гомосексуальной практикой (используется не во всяком гомосексуальном контакте и не всеми лицами гомосексуальной ориентации), а потому, строго говоря, переносить напрямую негативное отношение к анальному сексу на гомосексуальность как таковую неправомерно. Основное возражение сторонников толерантного отношения к гомосексуальности связано, однако, с самой постановкой проблемы. В жизни и деятельности современного человека есть множество явлений, сопряжённых с повышенной медицинской опасностью. Травмами, в том числе со смертельным исходом, чревато использование самой разной техники начиная с автомобиля. Беспрецедентные для человеческой истории по частоте и интенсивности перемещения людей по всему миру существенно обостряют эпидемиологическую опасность. Многие, в том числе широко распространённые, виды пищи вредны для здоровья. Со значительными рисками для организма связаны занятия многими видами спорта на профессиональном уровне. Наконец, вред от курения и употребления алкоголя не подвергается сомнению современной наукой. Однако человечество в целом не отказывается от этих и многих других вещей: верх берут соображения пользы, удобства, удовольствия. Забота о своём организме не является главным регулятором жизни большинства людей — и это распространяется в том числе на сексуальную сферу[Источник?]. Выбор человеком образа жизни, в котором присутствует та или иная доля риска для его собственного здоровья, будь то злоупотребление кофе или животными жирами, занятия альпинизмом или анальный секс, вряд ли может быть поводом для морального осуждения.
  • Гомосексуальность связана с промискуитетом: у тех, кто ведет гомосексуальный образ жизни, значительно больше сексуальных партнеров.
Статистика в целом подтверждает этот факт, хотя ничего не говорит о его причинах. Некоторые социологические опросы показывают, что для многих лиц гомосексуальной ориентации бо́льшее постоянство в сексуальной жизни желательно, но недостижимо из-за общественного неприятия гомосексуальности, затрудняющего поиск партнера и построение отношений семейного типа; наоборот, некоторыми гетеросексуалами недостаток сексуальной свободы воспринимается как проблема, а увеличение числа сексуальных партнёров — как желательное, но труднодостижимое. В целом, однако, вопрос о сексуальной свободе и множественности сексуальных партнеров не связан прямо с гомосексуальностью: это вопрос о моральной оценке секса как такового. Представление о том, что сексуальных партнеров в жизни человека должно быть как можно меньше (в идеале — один: законный супруг или супруга), основанное на суровой асексуальной морали монотеистических религий, в XX веке было поставлено под вопрос[Источник?].

См. также

Ссылки

Литература

  1. Дж. Теппермен, Х. Теппермен. Физиология обмена веществ и эндокринной системы. М., Мир, 1989, стр. 217
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home