Антокольский, Марк Матвеевич

Марк Матвеевич Антокольский (Мордехай (ивр. מורדכי) Матысович; 21 октября (2 ноября) 1843, Вильно — 26 июня (9 июля) 1902, Франкфурт-на-Майне) — знаменитый скульптор, в 1871 академик, профессор скульптуры с 1880.

Марк Матвеевич Антокольский родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в Вильне. Фамилия происходит от названия пригорода Антоколь.

Он был младшим, седьмым, ребёнком, в семье. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. Иудаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились резко негативно к увлечению сына. Но, когда Мордехай подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал–губернатора А. А. Назимова — известная покровительница искусств. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Императорскую Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году — золотая за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии Художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. В то время обычная для выпускников Академии Художеств практика. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале. В Риме Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Эту работу он высылает в Петербург. В это же время Антокольского избирают членом-корреспондентом Парижской академии. В 1878 году все свои новые работы он показывает на Всемирной выставке в Париже. Ему присуждают высшую награду выставки и французский орден Почётного легиона. Вскоре его выбирают почётным членом многих западноевропейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других. В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец» . В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище.

Антокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы» в 1887 опубликована его «Автобиография», незадолго до смерти написал роман «Бен-Изак» — хронику из еврейской жизни.

Внучатый племянник М. М. Антокольского — известный поэт Павел Антокольский.

Произведения

Наиболее известные произведения:

  • «Еврей-портной» (1864, дерево),
  • «Скупой» (1868, кость, дерево),
  • «Мальчик, крадущий яблоки» (1865, кость),
  • «Спор о Талмуде» (1868, воск, дерево),
  • «Нападение инквизиции на евреев» (1863-69, воск),
  • «Иван Грозный» (1870?71, гипс, утрачен; 1871 бронза; 1875, мрамор, в 1871 за эту скульптуру получил звание академика),
  • портрет В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина),
  • «Христос перед судом народа» (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ)
  • «Смерть Сократа» (1875, мрамор),
  • надгробный памятник княгине Оболенской (1876, Рим),
  • барельефы «Последний вздох» и «Безвозвратная потеря» (оба — 1876),
  • барельеф-портрет барона М.Гинцбурга (1878),
  • портрет И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ)
  • «Спиноза» (1882, мрамор),
  • «Мефистофель» (1883, мрамор),
  • «Ярослав Мудрый» (1889, майолика),
  • «Нестор-летописец» (1890, мрамор),
  • «Ермак» (1891, мрамор),
  • «Ангел» (для надгробного памятника Терещенко, 1895),
  • статуя императора Александра II (1896),
  • статуя императора Александра III (для установки в залах Музея императора Александра III),
  • памятник императрицы Екатерины II для Вильны (1897)
  • памятник Петру I в Таганроге (1898) и др.
  • «Не от мира сего(христианская мученица)», 1887, мрамор, выставлена в Третьяковской галерее


Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home