Колтрейн, Джон

Джон Колтрейн (John Coltrane) (19261967) — американский джазовый музыкант.

Один из самых влиятельный джазовых музыкантов второй половины XX века, саксофонист и бэнд-лидер. В 1940-е и 1950-е годы оставался относительно неизвестным и играл в различных оркестрах. В 1955 году он впервые записывается с Майлзом Дэвисом, после чего играет с его группой в течение 6 лет. В 1960-е Колтрейн создает свой классический квартет, в который вошли пианист Маккой Тайнер, басист Джимми Гэррисон и ударник Элвин Джонс. Квартет Колтрейна считается одной из наиболее значительных групп в истории джаза, а некоторые историки рассматривают его как наиболее влиятельный из всех джазовых ансамблей.

В 1962 году Колтрейн делает совместную запись с Дюком Эллингтоном, что свидетельствует о его признании со стороны мэтра.

Наиболее значительные из альбомов Колтрейна:

  • Blue Train (1957)
  • Giant Steps (1960)
  • The Avant-Garde (1960)
  • Live at Birdland (1963)
  • A Love Supreme (1964)
  • Ascension (1967)

Биография

Подлинное имя: Джон Уильям Колтрэйн Рожден: 23 сентября 1926 года в Гамлете Умер: 17 июля 1967 года в Нью-Йорке Жанры: Джаз Стили: Авангардистский Джаз, Модальная Музыка, Свободный Джаз, Хардбоп, Постбоп, Авангард. Инструменты: Саксофон (Тенор), Саксофон (Сопрано), Лидер, Композитор

Несмотря на относительно краткую карьеру (первое упоминание о нём в качестве сайдмена было, когда он уже достиг возраста 29-ти лет в 1955, формально начал карьеру лидера в 33-летнем возрасте в 1960-ом, и умер в 40 лет в 1967-ом году), саксофонист Джон Колтрэйн был среди самых важных, и одновременно самых спорных фигур в джазе. Кажется удивительным, что его период самой большой деятельности был настолько короток, не только потому, что он сделал в изобилии огромное количество записей, но также и потому что, используя в своих интересах его известность, компании грамзаписи, которые сделали записи с его участием в качестве сайдмена в 1950-ых, часто переиздавали те записи под его именем, и так же в огромном количестве посмертно выпущенного материала. Так как Колтрэйн был разносторонним мастером, который радикально изменял свой стиль в течение своей карьеры, это является причиной большого беспорядка в его дискографии и в оценках его игры. Критики его творчества делятся на сторонников его более ранних, более обычных (но тем не менее очень образных) работ и его поздних, более экспериментальных произведений. Однако, ни у кого не возникает вопросов о почти религиозном отношении Колтрэйна к своей миссии в джазе, равно как и сомнений в его значении в истории музыки.

Колтрэйн был сыном Джона Р. Колтрэйн, портного и музыканта- любителя и Алисы (Блэр) Колтрэйн. Спустя два месяца после его рождения дедушка Джона по материнской линии, Преподобный Уильям Блэр, был назначен старшим председательствующим в A.M.E. Zion Church и вся семья, включая младенца- внука переехала в Хай-Пойнт (High Point, NC), где в дальнейшем и рос Колтрэйн. Вскоре после того, как в 1939-ом году он закончил среднюю школу, его отец, бабушка и дедушка, а так же и его дядя умерли, а он остался в семье, состоящей из матери, тёти, и кузена. Чтобы поддержать семью, его мать работала прислугой. В тот же самый год, он вступил в общественный оркестр, в котором играл на кларнете. Альт-саксофон он освоил уже играя в школьном оркестре. Во время Второй мировой войны, его мать, тетя и кузен переехали на Север в Нью-Джерси, чтобы найти работу, оставив Джона с друзьями семьи.В 1943 году, когда Джон закончил среднюю школу, он направился на север и поселился в Филадельфии. В конечном счете, там и произошло воссоединение семьи Колтрэйна.

Вынужденный работать вне музыкальной сферы, Колтрэйн некоторое время посещал Ornstein School of Music и учился в Granoff Studios. Тогда же он также начал играть в местных клубах. В 1945 году он был призван во флот и направлен на Гавайи. Он никогда не участвовал в боях, но продолжал играть музыку и фактически сделал свою первую запись с квартетом своих коллег-моряков 13 июля 1946. В 1993 на Rhino Records она была выпущена на альбоме "Горячий Дом" Тэдда Дэмерона, (Tadd Dameron's "Hot House,"), включённой в антологию Последний Гигант (The Last Giant). Колтрэйн был освобожден от воинской службы летом 1946 года и возвратился к Филадельфии. Той же осенью, он начал играть в оркестре Джо Уэбба (Joe Webb). В начале 1947 года он перешёл в King Kolax Band. В том же году он перешёл с альтсаксофона на тенорсаксофон. Одни считали, что это произошло в результате воздействия альтсаксофониста Чарли Паркера- поскольку он чувствовал, что более известный музыкант исчерпал возможности этого инструмента; другие утверждают, что переход произошел просто потому, что Колтрэйн присоединился к оркестру во главе с Эдди "Cleanhead" Винсоном (Eddie "Cleanhead" Vinson), игравшем на альтсаксофоне и вынудившем Колтрэйна играть на теноре. Затем в середине 1948-го года Колтрэйн ушел в оркестр Джимми Хита (Jimmy Heath), который вскоре был преобразован в оркестр «Все Звезды» Говарда Макги (Howard McGhee All Stars). В этом оркестре Джон проработал до возвращения в Филадельфию в начале 1949 года. Осенью того же года он присоединился к биг-бенду, возглавляемому Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и проработал в нём до весны 1951года. К тому времени оркестр Диззи Гиллеспи сократился до септета. 1 марта 1951 при записи пьесы "We Love to Boogie"("Мы Любим Танцевать буги-вуги") с оркестром Диззи Гиллеспи Колтрэйн сыграл своё первое соло, запечатлённое на пластинке.

В один из моментов этого периода, Колтрэйн становится наркоманом, что послужило причиной творческого кризиса. В начале1950-ых он играл с различными оркестрами, главным образом в окрестностях Филадельфии. Его следующая важная работа относится к весне 1954, когда Джонни Ходжес (Johnny Hodges), временно ушёл из оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и нанял Колтрэйна для работы в собственном бэнде. Но уже в сентябре 1954 Джон был уволен из-за пристрастии к наркотикам. Он возвратился в Филадельфию, где играл до того момента, когда год спустя его пригласил к себе Майлз Дэвис. Сотрудничество Джона с Дэвисом стало большим прорывом, который, наконец, утвердил за Колтрэйном славу значительногоджазового музыканта. Дэвис, сам бывший наркоман смог побороть эту пагубную привычку. Их совместный ансамбль получил признание на Ньюпортском Джазовом Фестивале в июле 1955, принеся контракт с Columbia Records и возможность организовать постоянный ансамбль, в котором, кроме Дэвиса и Колтрэйна, играли пианист Рэд Гарланд, басист Пол Чамберс и барабанщик "Philly" Джо Джоунс.

Эта группа немедленно начала экстенсивно записывать студийные сессии не только по контракту с Columbia Records, но также и потому, что Дэвис подписал контракт с независимым лейблом Prestige, для которого по контракту ему требовалось записать пять альбомов. Дебютный альбом Дэвиса на Columbia Records 'Вокруг Полночь', который был сразу же записан, не появлялась до марта 1957 года. Первые плоды его сотрудничества с Колтрэйном вышли только в апреле 1956 с выпуском релиза The New Miles Davis Quintet, записанным для Prestige 16 ноября 1955 года. В течение 1956 года, в дополнение к записям для Columbia Records, Дэвис записал двухсессионный марафон для Prestige, чтобы выполнить свои обязательство перед лейблом. Prestige выпустил этот материал под названиями Cookin' (1957), Relaxin' (1957), Workin' (1958) и Steamin' (1961).

Сотрудничество Колтрэйна с Дэвисом открыло период, когда Колтрэйн стал часто записываться в качестве сайдмена. Дэвис, возможно, пробовал завершить свою работу для Prestige, но имя Колтрэйна появлялось на многих сессионных треках этого лейбла. После того, как в 1960-ых Колтрэйн получил огромную известность, Prestige и другие лейблы начали повторно публиковать эти работы под его именем, как будто он был лидером. Этот процесс продолжается и по сей день. (Prestige был приобретен Fantasy Records в 1972, и многие из записей, в которых участвовал Колтрэйн, были переизданы в составе серии Fantasy's Original Jazz Classics.

Летом 1956-го года Колтрэйн попробовал, но не смог побороть пристрастие к героину и в октябре Дэвис уволил его, хотя к концу ноября смягчился и вернул назад. В начале 1957 года Колтрэйн формально подписал с Prestige сольный контракт, хотя и оставался в ансамбле Дэвиса, а также продолжал делать записи в качестве сайдмена для других лейблов. В апреле 1957-го, Дэвис вторично увольняет его. Это, возможно, стало для Джона стимулом, чтобы наконец покончить с героиновой зависимостью, а так же освободило его и от необходимости играть под жёстким руководством Дэвиса. Освободившись из под опеки Дэвиса, Джон стал записываться ещё чаще и 31 мая 1957 он наконец сделал свою дебютную запись в качестве лидера, собрав мощный оркестр, состоявший из трубача Джонни Сплоуна (Johnny Splawn), баритон- саксофониста Сагиба Шихаба (Sahib Shihab), пианистов Мэла Волдрона (Mal Waldron) и Рэда Гарланда (Red Garland) (на разных треках), басиста Пола Чамберса и барабанщика Эла "Tootie"Хита. Сокращённый релиз этой записи, названый просто «Колтрэйн», Prestige выпустил в сентябре 1957 года. (Этот релиз впоследствие был переиздан под названием «Первый Трэйн»/First Trane.)

В июне 1957 года пианист Телониус Монк (Thelonious Monk) приглашает Колтрэйна присоединиться к своему квартету, состоявшему из Монка на фортепиано, Уилбера Во (Wilbur Ware) на басе и Шэдоу Уилсона (Shadow Wilson) на барабанах. В течение этого периода он развил технику игры нескольких нот одновременно и его соло стали более продолжительными. В августе он сделал запись материала, позже выпущенного лейблом Prestige на альбомах Пышная Жизнь- Lush Life (1960) и Последний Трэйн- The Last Trane (1965), так же как и сессию с «Рэд Гарланд Трио», записанную годом позже. (Впоследствии она была переиздана под названием «Traneing В».) Однако следующий альбом Колтрэйна был записан и сразу же выпущен под его именем в сентябре уже для лейбла Blue Note Records. Этот релиз, названный Blue Train, в котором партнёрами Колтрэйна были трубач Ли Морган, тромбонист Куртис Фаллер, пианист Кенни Дрю и ритм-секция ансамбля Майлза Дэвиса в лице Пола Чамберса и "Philly" Джо Джоунса; был издан в декабре 1957 года. В том же месяце Колтрэйн воссоединяется с Дэвисом, игравшим уже в формате секстета, в который также входил и «Канонир» Эддерли (Cannonball Adderley). В январе 1958 года Колтрэйн проводил рекорд-сессию для Prestige, во время которой записал трэки, позже выпущенные на альбомах Lush Life, The Last Trane и The Believer /Сторонник/ (1964). В феврале и марте он принимал участие в записи альбома Дэвиса «Milestones» (Вехи), изданный позже в 1958 году. Между сессиями он смонтировал свой третий альбом «Soultrane», который Prestige выпустил под его именем только в сентябре. Также в марте 1958 года Колтрэйн записал в качестве лидера трэки, которые в 1961 году были включены лейблом Prestige в сборник «Settin»/ Темп/ . В мае, он снова сделал записи для лейбла Prestige как лидер, хотя услышать их смогли только после выпуска релиза Black Pearls (Черный Жемчуг) в 1964 году.

В июле 1958 года Колтрэйн появился в составе группы Майлза Дэвиса на Ньюпортском Джазовом Фестивале. Сборник записи их выступления был составлен и выпущен в 1964 годумна LP под титулом «Монк и Майлз в Ньюпорте», дополненной так же совместным выступлением с Телониусом Монком. В 1988 году Коламбия переиздала этот материал на альбоме под названием Miles & Coltrane. Эта работа вдохновила обозрение, опубликованное в ведущем джазовом журнале Даун Бит, который стал примером одного из ранних отзывов в числе разнообразных мнений относительно Колтрэйна, о котором впоследствии на протяжении его карьеры и после его смерти будут постоянно судачить. В этом обозрении он был назван "сердитым тенором," который, как было сказано, препятствовал цельности ансамбля Дэвиса. Обозрение привело непосредственно к статье, изданной в журнале 16 октября 1958, в которой критик Айра Джитлер защищал саксофониста и придумал очень часто цитированную впоследствии фразу о "парусах звука" в качестве образного описания манеры его игры.

Следующая рекорд-сессия Колтрэйна для лейбла Prestige в качестве лидера состоялась в июле 1958 года и в результате возникли трэки, позже выпущенные на альбомах «Стандартный Колтрэйн(Standard Coltrane)» (1962), «Звёздная пыль (Stardust)» (1963), и «Bahia» (1965). Все эти трэки были позже переизданы под названнием «The Stardust Session». В декабре 1958 года он сделал заключительную сессию для лейбла Prestige, записав трэки, позже изданные на альбомах «The Believer (Сторонник), «Звёздная пыль», и Bahia. Этим он выполнил свои обязательства перед лейблом, что позволило ему подписать контракт с Atlantic Records и сделать свои первые записи для нового лейбла 15 января 1959 года во время сессии, на которой он сотрудничал с вибрафонистом Милтом Джэксоном (Milt Jackson). Правда эти записи были изданы только в 1961 году на пластинке «Bags and Trane».

В марте и апреле 1959 года Колтрэйн участвовал в записи альбома «Kind of Blue» с группой Дэвиса. Этот знаковый альбом, изданный 17 августа 1959 года, знаменателен своей"модальной" игрой (импровизации, основанные на гаммах или "модах," а не на аккордах), стал одной из самых востребованных и наиболее приветствуемых записей в истории джаза. Между сессиями для этого альбома, Колтрэйн начал делать записи того, что стало его дебютом для Atlantic Records, альбома «Гигантские шаги(Giant Steps)», выпущенного в начале 1960-го года. Этот альбом, содержавший полностью только композиции Колтрэйна, в некотором смысле отметил его реальный дебют в качестве ведущего джазового исполнителя, несмотря на то, что 33-летний музыкант уже издал к этому моменту три сольных альбома и сделал многочисленные записи для других. Его следующий альбом для Atlantic Records, пластинка «Coltrane Jazz», был в основном записан в ноябре и декабре 1959 и выпущен в феврале 1961 года. В апреле 1960 года он наконец оставил ансамбль Дэвиса и формально начал сольную карьеру, открывшуюся ангажементом в Джазовой Галерее в Нью-Йорке в сопровождении пианиста Стива Кюна(Steve Kuhn), вскоре замененного Мак Кой Тайнером (McCoy Tyner), басиста Стива Дэвиса (Steve Davis), и барабанщика Пита Ла Рока (Pete La Roca), позже замененного Билли Хиггинсом (Billy Higgins), а впоследствии Элвином Джонсом (Elvin Jones). В течение этого периода, Колтрэйн наряду с тенор-саксофоном всё чаще стал играть на сопрано-саксофоне.

В октябре 1960 года Колтрэйн записал ряд сессий для лейбла Atlantic Records, которые составили материал для нескольких альбомов, включая заключительный трэк на «Coltrane Jazz» и мелодии, прозвучавшие на альбомах « Мои Любимые Вещи (My Favorite Things)», изданном в марте 1961, «Колтрэйн Играет Блюз (Coltrane Plays the Blues)», изданном в июле 1962 и «Звук Колтрэйна(Coltrane's Sound) /июнь 1964/. Его сопрано-версию "Моих Любимых Вещей" из мюзикла Ричарда Родджерса/Оскара Хаммерстейна II-го можно рассматривать как музыкальную визитную карточку Колтрэйна тех лет. Зимой 1960-61 годов басист Реджи Уоркман (Reggie Workman) заменил в ансамбле Колтрэйна Стива Дэвиса, а саксофонист и флейтист Эрик Долфи (Eric Dolphy) постепенно становится новым членом группы.

Вслед за коммерческим успехом Моих Любимых Вещей зажглась звезда Колтрэйна и он в качестве ведущего артиста уходит из Atlantic Records в лейбл Impulse!, незадолго до этого сформированное дочернее предприятие «Парамаунт ABC», хотя в мае 1961-го он ещё работал над последним альбомом для Atlantic Records, Ole, изданным в феврале 1962. В следующем месяце он закончил свой дебютный релиз для Impulse! Records, «Африка/ Медные духовые инструменты (Africa/Brass)». К этому времени стиль игры Колтрэйна всё чаще склонялся к тому, что попеременно обозначали как "авангард", "свободный джаз" или "Новая Вещь." Как и Орнетт Коулмэн (Ornette Coleman), он играл на первый взгляд бесформенные, расширенные соло, которые некоторые слушатели находили чрезвычайно внушительными, а другие осуждали, как бессмысленный шум. В ноябре 1961 года Джон Тинан (John Tynan), обозреватель из Down Beat квалифицировал музыку Колтрэйна как "антиджаз". Однако в том же месяце Колтрэйн сделал запись одного из своих наиболее знаменитых альбомов, «Live at the Village Vanguard», темп которого задавала 16-минутная импровизация "Chasin' the Trane."

Между апрелем и июнем 1962 года Колтрэйн завершает свой следующий студийный альбом для лейбла Impulse!. Этот релиз, выпущенный годом позже назывался просто «Колтрэйн». Работая с продюсером Бобом Тилом он записал множество студийных сессий, намного больше, чем Impulse! был в состоянии в то время с пользой издать, особенно с учётом выпусков Prestige и Atlantic Records, все еще продолжавших издание своих собственных архивных материалов Колтрэйна. Однако эти материалы послужили лейблу впоследствие, после безвременной кончины саксофониста. Тил признал, что следующие три альбома, подготовленные Колтрэйном для Impulse!, а именно: «Баллады (Ballads)», «Дюк Эллингтон и Джон Колтрэйн» и «Джон Колтрэйн с Джонни Хартманом (John Coltrane with Johnny Hartman)», изданные в 1963 году были записаны по его требованию для смягчения критики в отношении экстремальной манеры игры Колтрэйна. Пластинка «Впечатления (Impressions), изданная в 1963 году, наполненная концертными и студийными записями, сделанными в 1962 и 1963 гг, стала ещё более представительным усилием, как и записанный в 1964 году альбом «Жизнь в Бирдленде (Live at Birdland)», также комбинировавший живые треки со студийными, несмотря на своё название. Однако следующий альбом « Полумесяц (Crescent), также выпущенный в 1964 году казалось, нашёл компромисс между традиционной и свободной игрой, и был благодушно принят критиками. Эта тенденция была продолжена в 1965 году пластинкой «Высшая Любовь (A Love Supreme)», одним из самых любимых альбомов Колтрэйна, завоевавшим для него Грэмми в двух номинациях («лучшему джазовому ансамблю» и за «лучшее исполнение») и принесла ему самый высокий объём продаж. Также в течение этого года Impulse! выпустил сборник стандартов «Играет Квартет Джона Колтрэйна (The John Coltrane Quartet Plays)» и следующий альбом «Вознесение (Ascension)» со"свободным" исполнением, а так же концертный фри-джазовый альбом «Новая Вещь в Ньюпорте (New Thing at Newport)» с записью выступления Колтрэйна на первой стороне и Арчи Шеппа (Archie Shepp) на второй.

В 1966 году вышли в свет релизы «Kulu Se Мама» и «Размышления (Meditations)», последние прижизненно изданные записи Колтрэйна, хотя он успел ещё закончить и одобрить выпуск своего следующего альбома, «Выражение (Expression)», буквально наканине своей смерти в июле 1967 года. Он умер внезапно от рака печени, поступив в больницу в воскресенье и скончавшись рано утром на следующий день. Он оставил после себя значительную массу неизданных работ, которые вышли на лейбле Impulse! в последующие годы, включая "Live" at the Village Vanguard Again! (1967), «Om» (1967), «Космическая Музыка (Cosmic Music)» (1968), «Самоотверженность (Selflessness)» (1969), «Переход (Transition)» (1969), «Солнечный корабль (Sun Ship)» (1971), «Африка/Медные духовые инструменты (Africa/Brass)» (1974), «Межзвёздное пространство (Intersteller Space)» (1974) и «Первые Размышления Для Квартета (First Meditations For Quartet)» (1977). Компиляции и выпуски архивных живых записей принесли Колтрэйну посмертно победу в ряде номинаций Грэмми, включая премию за лучшее исполнение джазовой группы, присуждённую за альбом «Наследие Колтрэйна (The Coltrane Legacy), изданный на лейбле Atlantic Records в 1970 году, за лучшую работу группы и за лучшую сольную работу на композиции "Гигантские шаги", изданной Atlantic Records на альбоме Alternate Takes в 1974 году и за лучшую работу группы и лучшую сольную работу на композиции Afro Blue Impressions, изданной в 1977 году. В 1981 году ему присудили Грэмми за лучшую работу джазового солиста на альбоме Bye Bye Blackbird (Пока Пока Чёрный дрозд), записанном с концерта в Европе в 1962ом году,а в 1992-ом, спустя 25 лет после его смерти ему присудили Grammy Lifetime Achievement Award -Награду Грэмми за достижения на протяжении всей карьеры.

Джона Колтрэйна часто характеризовали, как одного из самых влиятельных музыкантов джаза, но при этом крайне затрудненительно найти последователей, которые фактически играют в его стиле. Он скорее является примером, вдохновляющим музыкантов, стремящихся экспериментировать, рисковать и посвятивших себя музыкальному творчеству. Противоречия в оценках его работ никогда не утихали, но в том числе и по этой причине его имя актуально и его записи продолжают оставаться доступными и часто переиздаются.


Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home