Бонавентура

Бонавенту́ра (собственно Джованни Фиданца) (12211274) — средневековый теолог, францисканский схоласт, генерал францисканского ордена.

Содержание

Биография

Бонавентура родился в 1221 году в Боньяреджо (в Тоскане). В 1243 году он вступил в францисканский орден, Учился в Париже, где впоследствии преподавал теологию. В 1256 году Бонавентура был избран генералом своего ордена, а в 1278 году Григорий X, избранию которого папой Бонавентура способствовал, сделал генерала кардиналом и епископом албанским. Бонавентура в качестве папского легата участвовал в церковном соборе в Лионе, где он 15 июля 1274 года умер от последствий своего аскетизма.

Сикст IV причислил Бонавентуру в 1482 году к лику святых, а Сикст V в 1587 году к величайшим учителям церкви. Как мистика, его высоко ценил даже реформатор Лютер. Францисканцы противопоставляли его, как своего величайшего ученого, столпу схоластики, доминиканскому монаху Фоме Аквинскому. Лион, где покоятся останки Бонавентуры, избрал его своим патроном.

Философские и теологические взгляды

Бонавентура полагал, что платоновские идеи существуют. Однако, по его мнению, совершенное познание идей дано только богу.

С большим уважением Бонавентура относился к Августину. Он также поддерживал онтологическое доказательство существования бога Ансельма Кентерберийского. Попытки синтезировать христианство с учением Аристотеля Бонавентура считал враждебными христианству.

Теология является для Бонавентуры владычицей всех светских наук, которые он объединяет под общим понятием философии, а единение с Богом, к которому любовь ведёт человека шестью ступенями познания, — величайшим благом. Это подробно обосновывается им в схоластическом сочинении "Itinerarium mentis in Deum" и в мистическом сочинении "Reductio artium in theologiam".

Согласно учению Бонавентуры, у человека три ока: телесное, мысленное и созерцательное; последнее вырабатывается самоуглублением в душу как отражение Бога, самоуничижением, самоотречением и искренней молитвой. Как было 6 дней творения, так есть 6 степеней созерцания, за которыми следует высшее благо, слияние с божеством.

Из сочинений Бонавентуры также можно отметить "Breviloquium" и "Centiloquim" (руководства догматики), а также комментарий к "Sententiae" Петра Ломбардского. Его "Biblia pauperum" представляет искаженное аллегорически-мистическими толкованиями изложение священной истории для мирян.

Литература

  • Hollenberg, "Studien zu В." (Берлин, 1862);
  • Richard, "Etude sur le misticisme spéculatif de Saint В." (Пар., 1873);
  • Borgognoni, "Le dottrine filosofiche di B." (Рим, 1874);
  • Da-Vicenza, "Des heiligen B. Leben und Wirken" (с итальянск., Падер., 1874).

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home