Владикавказская железная дорога

Владикавка́зская желе́зная доро́га - частная железная дорога, построенная в период с 1888 по 1918 год.

Дорога проходила по территории Кубанской, Терской, Дагестанской области, Области войска Донского, Черноморской, Ставропольской, Астраханской, Саратовской губерний.

Основные линии дороги: Ростов-на-ДонуВладикавказ (1875), ТихорецкаяНовороссийск (18871888), Беслан – Петровск (1894), Минеральные ВодыКисловодск (1894), КавказскаяСтаврополь, ТихорецкаяЦарицын (1899), Петровск – Баладжары (1900), Кавказская – Екатеринодар, Батайск – Азов-Порт (1912), Георгиевск – Святой Крест, Прохладная – Наурская, Беслан – Владикавказ, Котляревская – Нальчик, Шахмаль – Темир-Хан – Шура (19141918).

Протяженность дороги на 1913 год составляет 2511 км, в том числе 684 км двухпутных участков. В подвижном составе дороги 795 паровозов, 19525 товарных вагонов, 827 пассажирских вагонов.

Владикавказская железная дорога одной из первых перешла на использование нефтяного отопления паровозов. Этому способствовало наличие на дороге месторождений нефти, позволяющих вести её дешевую добычу.

На дороге были построены несколько десятков депо и четверо крупных железнодорожных мастерских: в Ростове-на-Дону (ныне Ростовский электровозоремонтный завод), Владикавказе (ныне Владикавказский вагоноремонтный завод), Новороссийске (ныне Новороссийский вагоноремонтный завод), Тихорецкой (ныне Тихорецкий машиностроительный завод). В Новороссийске дорога строит первый в России механизированный элеватор (на 48240 тонн). Также дорога строит элеваторы на станциях: Тихорецкая, Станичная, Армавир, Нагутская, Курсавка; рыбный холодильный склад (на 177 тысяч тонн) в Дербенте, 30 нефтехранилищ, нефтепроводы в Грозном и Новороссийске. Дороге принадлежали 5 грузовых пристаней на Черном море (из них 2 элеваторные), нефтеналивной флот, пароход-ледокол, нефтеперегонный завод в Грозном (производительностью 1930 тонн нефти в сутки).

В 23 железнодорожных училищах принадлежащих дороге обучались 5600 учащихся.

Владикавказская железная дорога принадлежала акционерному обществу Владикавказской железной дороги, устав общества утвержден в 1872 году. В число акционеров входили представители крупного капитала: А.И. Путилов, А.И. Вышнеградский, А.А. Давыдов, члены царской семьи, придворная аристократия. Правление дороги находилось в Петербурге, Управление дороги находилось в Ростове-на-Дону. Дорога являлась одной из наиболее доходных в России. Финансирование строительства осуществлялось на кредиты Волжско-камского банка.

В сентябре 1918 года Владикавказская железная дорога национализирована и передана НКПС. По состоянию на 2006 год основные линии дороги входят в состав Северо-Кавказской железной дороги, часть линий входит в состав Приволжской железной дороги.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home