КВ-1

КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. (Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца получил цифровой индекс.) Выпускался с марта 1940 по август 1942. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне.


Содержание

Описание конструкции

Сварной корпус танка со всех сторон имел толщину брони 75 мм. Башня могла быть в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых — 95 мм (так как литая броня была менее прочной). В 1941 году сварные башни некоторых танков были дополнительно усилены — на них (на болтах) закрепили 25-мм экраны. В некоторых источниках ошибочно указывается, что танки выпускались с катаной бронёй 100 мм и больше — на самом деле это толщина брони танка плюс экраны.

На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11 с боекомплектом 111 выстрелов (по другим данным — 135). Интересно, что проект предусматривал еще и спаренную с ней 45-мм пушку (настолько прочны были стереотипы о необходимости иметь противотанковую пушку рядом с 76-милиметровой!). Но уже на первом экземпляре, направленном на финский фронт, ее сняли и установили пулемёт ДТ. Впоследствии Л-11 заменили на Ф-32, а осенью 1941 года — на ЗИС-5 (с большей длиной ствола — 41,6 калибра).

Танк оснащался тремя пулемётами ДТ — спаренным, курсовым и кормовым (в нише башни). На каждом пятом КВ монтировали зенитную турель для ДТ, однако на практике зенитные пулемёты ставили редко. Боекомплект пулемётов составил 2772 патронов.

Из приборов наблюдения танк имел телескопический прицел ТОД-6, перископический прицел ПТ-6 и командирскую панораму ПТ-К.

КВ оснащался 12-цилиндровым четырехтактным V-образным дизелем жидкостного охлаждения В-2К мощностью 500 л.с. при 1800 об/мин. (Летом 1941 года из-за нехватки В-2К, которые производились тогда только на заводе № 75 в Харькове, танки КВ-1 выпускались с карбюраторными М-17.)

Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач (тракторного типа), многодисковых бортовых фрикционов, двухступенчатых планетарных бортовых передач. Тормоза — ленточные, плавающие.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и трёх обрезиненных поддерживающих катков (с конца 1941 года — не обрезиненные). Ведущее колесо со съёмным венцом. Зацепление цевочное. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. Ширина гусеницы — 700 мм. Шаг траков — 160 мм. В гусенице — от 87 до 90 траков

Максимальная скорость танка — 34 км/ч (на практике — ок. 20 км/ч: КВ предпочитали не вести по хорошей дороге, так как после прохождения первого танка дороги, как таковой, больше не было). Запас хода по шоссе — 250 км.

Все танки оснащались радиостанциями 71-ТК-3 и танковым переговорным устройством ТПУ-4бис. Впоследствии установили радиостанцию ЮР.

Боевая масса танка — 47,5 т.

Экипаж — 5 человек.

Разновидности танка КВ

КВ стал родоначальником целой серии тяжёлых танков.

Первым «потомком» КВ стал танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей М-10, установленной в высокой башне. Танки КВ-2 по существу являлись тяжёлыми САУ, так как предназначались для борьбы с ДОТами. Огонь они могли вести только с места. КВ-2 начали выпускать в 1940, а вскоре после начала Великой Отечественной войны их производство было свёрнуто.

В 1940 году планировалось запустить в производство и другие танки серии КВ. В качестве эксперимента концу года изготовили два KB с бронёй 90 мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой — с 85-мм пушкой) и ещё два с бронёй 100 мм (с аналогичным вооружением). Эти танки получили единое обозначение КВ-3. Но дальше изготовления опытных образцов дело не пошло.

В апреле 1942 г. на базе КВ был создан огнемётный танк КВ-8. Корпус остался без изменений, в башне устанавливался огнемёт (АТО-41 или АТО-42). Вместо 76-мм пушки пришлось установить 45-мм пушку обр. 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки (76-мм пушка вместе с огнемётом в башне не помещалась).

В августе 1942 года было решено начать производство КВ-1с («с» означает «скоростной»). Ведущий конструктор нового танка — Н. Ф. Шамшурин. Танк облегчили, в том числе — за счет утончения брони (например, борта корпуса утончили до 40 мм, лоб литой башни — до 82 мм). Она все равно осталась непробиваемой для немецких пушек. Но зато масса танка уменьшилась до 42,5 тонн, а скорость и проходимость существенно выросли.

К серии КВ относят также танк КВ-85 и самоходку СУ-150, однако они были созданы на базе КВ-1с и поэтому здесь не рассматриваются.


История создания КВ-1

Существует ошибочное мнение, что танк создан в ходе Финской кампании для прорыва финских долговременных укреплений (линии Маннергейма). На самом деле танк начал проектироваться ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно понятно, что концепция тяжёлого танка Т-35 является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен не является преимуществом. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют его и не позволяют использовать достаточно толстую броню.

В конце 1930-х были предприняты попытки разработать танк уменьшенных (по сравнению с Т-35) размеров, но с более толстой бронёй. Однако конструкторы так и не решились отказаться от использования нескольких башен: считалось, что одна пушка будет бороться с пехотой и подавлять огневые точки, а вторая обязательно должна быть противотанковой — для борьбы с бронетехникой.

Новые танки, созданные в рамках этой концепции (СМК и Т-100), были двухбашенными, вооружёнными 76-мм и 45-мм пушками. И лишь в качестве эксперимента разработали ещё и уменьшенный вариант СМК — с одной башней. За счёт этого сократилась длина машины (на два опорных катка), что положительно сказалось на динамических характеристиках. В отличие от предшественника, КВ (так назвали экспериментальный танк) получил дизельный двигатель. Первый экземпляр танка был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года. Первоначально ведущим конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем — Н. Л. Духов.

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. И военные не упустили случая испытать новые тяжёлые танки. За день до начала войны (29 ноября 1939 г.) СМК, Т-100 и КВ отправились на фронт. Их придали 20-й танковой бригаде, оснащённой танками Т-28. Первый бой КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма.

Экипаж КВ в первом бою:

  • лейтенант Качехин (командир)
  • лейтенант Поляков (наводчик)
  • К. Ковш (механик-водитель, испытатель Кировского завода)
  • А. И. Эстратов (моторист / заряжающий, испытатель Кировского завода)
  • П. И. Васильев (трансмиссионщик / радист, испытатель Кировского завода)

Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. И вскоре на фронт отправились новые КВ. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк КВ-2, вооруженный 152-мм гаубицей.

По представлению ГАБТУ совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 19 декабря 1939 года (через день после испытаний!) танк КВ был принят на вооружение. Танки СМК и Т-100 отвергли, как менее удачные.

В ряде источников, впрочем, утверждается, что причина такого выбора была в том, что СМК подорвался на фугасе и не смог участвовать в дальнейших испытаниях. Об этом, в частности, пишет В. Резун («…Лучшим танком был СМК, в колонне экспериментальных машин он действовал первым, подорвался на мощном фугасе и потому на заключительном этапе боевых испытаний участия не принимал. Своим лидерством СМК как бы открыл дорогу для серийного КВ…» — Последняя республика, гл. 19). Однако это не соответствует действительности. КВ на момент испытаний был объективно лучшим тяжёлым танком в мире — первым представителем тяжёлых танков нового поколения.

Серийное производство танков КВ началось в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать выпуск КВ. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый KB. Одновременно на заводе началось строительство специального корпуса для сборки КВ.

На 1941 год было запланировано выпустить 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе — 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было собрано всего несколько танков. Всего в 1940 году было построено 243 КВ-1 и КВ-2, а в первом полугодии 1941 года — 393.

После начала войны и мобилизации промышленности выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. Производству танков КВ был отдан приоритет, поэтому к производству многих узлов и агрегатов для тяжёлых танков подключились ленинградские Ижорский и Металлический заводы, а также другие заводы.

Однако, уже начиная с июля 1941 года, началась эвакуация ЛКЗ в Челябинск. Завод разместился на территории Челябинского тракторного завода. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомтанкопрома. Этот завод, получивший неофициальное название «Танкоград», стал главным производителем тяжелых танков и САУ в ходе Великой Отечественной войны.

Несмотря на трудности, связанные с эвакуацией и развертыванием завода на новом месте, во второй половине 1941 года фронт получил 933 танка КВ, в 1942 году их было построено уже 2553 (включая КВ-1с).

В августе 1942 года КВ-1 был снят с производства и заменён на модернизированный вариант — КВ-1с. Одной из причин модернизации послужило, как ни странно, мощное бронирование танка. Как выяснилось, оно было избыточным, так как ни одна противотанковая пушка противника не могла пробить броню даже среднего танка Т-34.

В общей сложности было выпушено ок. 3200 танков КВ-1.

Опыт эксплуатации

Если не считать, по сути, экспериментального применения КВ в Финской кампании, танк впервые пошёл в бой после нападения Германии на СССР. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк ни при каких обстоятельствах не пробивался из немецких танковых пушек. Противотанковая артиллерия ему также была не страшна.

Об оценке противником танков КВ говорит и то, что немецкое командование подчеркивало: одной из целей захвата Ленинграда было то, что там находился единственный завод по производству тяжёлых танков (производство КВ на ЧТЗ в начале войны можно было не учитывать). По воспоминаниям работников завода, в наиболее драматичные моменты осады Ленинграда доходило до того, что полусобранные КВ вели огонь по противнику прямо из заводских цехов через проделанные в стенах цеха амбразуры.

К несчастью, танк был всё-таки «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия — она часто выходила из строя. И если открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности.

Несколько КВ — брошенных или подбитых — были восстановлены немцами. Впрочем, трофейные КВ использовались непродолжительное время — сказывалось отсутствие запчастей при всё тех же частых поломках.

КВ вызывал противоречивые оценки военных. С одной стороны — неуязвимость. С другой — недостаточная надёжность. С одной стороны — высокая проходимость, с другой — низкая скорость и манёвренность. Да и с проходимостью не всё так однозначно: танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Плюс, он капитально разрушал любую дорогу — за ним уже не могла двигаться колёсная техника (из-за этого КВ всегда ставили в конце колонны).

В общем, по оценкам современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были неуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом, Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве (что немаловажно в военное время).

К недостаткам КВ также относят неудачное расположение люков (например, в башне всего один люк, при пожаре быстро выбраться через него втроём — нереально), а также «слепоту»: танкисты имели неудовлетворительный обзор поля боя (впрочем, это было типично для всех советских танков начала войны).

С целью устранить многочисленные нарекания, летом 1942 года танк был модернизирован. За счёт уменьшения толщины брони понизилась масса машины. Были устранены различные крупные и мелкие недостатки. В том числе — «слепота» (установлена командирская башенка). Новая версия названа КВ-1с.

Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях неудачного первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного тяжёлого танка, который бы резко выделялся от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка 85-мм пушкой. Но дальше экспериментов дело не пошло, так как обычные 76-мм танковые пушки в 1941-42 годах без труда боролись с любой немецкой бронетехникой. Вроде бы причин для усиления вооружения не было.

Однако после появления у фашистов Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой все КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боёв по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 KB. При этом немцы потерь не имели — они могли расстреливать КВ с безопасной дистанции. Ситуация лета 1941 года повторялась с точностью до наоборот.

КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС. По иронии судьбы, последней операцией, в которой КВ использовались в большом количестве, стал прорыв линии Маннергейма в 1944 году. Командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков лично настоял на том, чтобы его фронт получил именно КВ (Мерецков командовал армией в Зимней войне и тогда буквально влюбился в этот танк). Уцелевшие КВ собрали буквально по одному и направили в Карелию — туда, где когда-то началась карьера этой машины.

Однако, к тому времени не много KB всё ещё использовались в качестве танков. В основном, после демонтажа башни, они служили как эвакуационные машины в подразделениях, оснащённых новыми тяжёлыми танками ИС.

Где можно увидеть

К сегодняшнему дню танков KB-1 почти не сохранилось. КВ-1 и КВ-2 можно увидеть Центральном музее Вооруженных Сил в Москве, а опытный КВ-1С с 85-мм орудием в танковом музее п. Кубинка Московской обл. Они установлены как памятники в п. Ропша (КВ-1), г. Кировске (КВ-1) Ленинградской областии и п. Парфино Новгородской области (КВ-1 с башней КВ-1С). Танк КВ-85 (дальнейшее развитие КВ-1С) установлен в Санкт-Петербурге в районе ст. метро «Автово». В финском танковом музее Парола выставлены два трофейных КВ-1 — один с пушкой Ф-32 и броневыми экранами, другой — с пушкой ЗИС-5 и литой башней. Оба с финской маркировкой и со свастиками. КВ-1 с пушкой Ф-32 находится в танковом музее в Самюре (Франция). Один КВ-1 с литой башней находится на Абердинском полигоне в США. И еще один КВ-1 с литой башней экспонируется в Бовингтоне (Великобритания).

Ссылки

  • KV-1 (сербский)


Советские танки Великой Отечественной войны
Танкетки
Т-27
Легкие танки
Т-18 (МС-1) | Т-26 | БТ-2 | БТ-5 | БТ-7 | Т-37А | Т-38 | Т-40 | Т-50 | Т-60 | Т-70 | Т-80
Средние танки
Т-24 | Т-28 | Т-34 | Т-34-85 | Т-44
Тяжелые танки
Т-35 | КВ-1 | КВ-2 | КВ-1с | КВ-85 | ИС-1 | ИС-2 | ИС-3
Огнеметные (химические) танки
ХТ-26 | ХТ-130 | ОТ-34 | КВ-8
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home