Митрофан (Краснопольский)

Митрофан (в миру Дмитрий Иванович Краснопольский) (22 октября 1869, слобода Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии — 23 июня (6 июля) 1919, Астрахань) — архиепископ Астраханский и Царевский. Причислен к лику святых Русской православной церковью в 2001.

Содержание

Семья и детство

Родился в бедной семье — отец его был каменщиком, а мать дочерью сельского причетника. Был лучшим учеником в сельской школе. Благодаря ходатайству сельского учителя, его определили в духовное училище, где он содержался на средства этого же благодетеля.

Образование

Окончил духовное училище, Воронежскую духовную семинарию в 1890, Киевскую духовную академию в 1898 со степенью кандидата богословия.

Диакон, монах и преподаватель

В 1890 женился и был рукоположен в сан диакона. В 1893 умерла его супруга, после чего он избрал монашеский путь и поступил в духовную академию. В 1896 принял монашество, с иеродиакон, с 15 июня 1897 — иеромонах.

С 1898 — инспектор Иркутской духовной семинарии. С 1902 — архимандрит, ректор Могилёвской духовной семинарии.

Архиерей

С 11 февраля 1907 — епископ Гомельский, викарий Могилёвской епархии.

Член Государственной думы

В 1907—1912 — член III Государственной думы от Могилёвской губернии, был председателем противоалкогольной комиссии, членом комиссий: переселенческой, церковной, по народному образованию. Член фракции правых, выступал с речами в защиту интересов православной церкви, в том числе её роли как первенствующей конфессии.

Служение в Минске и Астрахани

С 3 ноября 1912 — епископ Минский и Туровский. Духовенство города Минска называло его «стойким борцом за православное дело». Во время Первой мировой войны часто ездил на фронт для поддержания морального духа солдат, неоднократно попадал под обстрел. Развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова из мест, захваченных противником, а также по организации епархиальных лазаретов для раненых бойцов. За эту деятельность в 1916 был награжден орденом св. Александра Невского.

С 11 июля 1916 - епископ Астраханский и Царевский. Проявил себя энергичным архипастырем, организовал епархиальный лазарет, школу для детей беженцев. Кирилло-Мефодиевскому братству было поручено заботиться о материальном обеспечении бедствующих семей, у которых их кормильцы были призваны в действующую армию. Боролся против сектантства, в январе 1917 основал курсы для обучения миссионерскому делу в Астрахани и в селе Пришиб Царевского уезда. За очень короткий срок ему удалось объехать Астраханскую епархию и посетить даже те приходы, в которых до него не бывал ни один из астраханских владык.

Весной 1917 либеральная часть духовенства пыталась отстранить владыку от управления епархией. Однако астраханский епархиальный съезд выразил, по существу, полное доверие архиерею и дал ему возможность спокойно продолжать свою архипастырскую деятельность.

Деятельность на Поместном соборе

Принял активное участие в Поместном соборе 1917—1918. Ещё до его начала собирал, кропотливо исследуя и сопоставляя, исторические и канонические свидетельства об институте Патриаршества, которые потом легли в основу его доклада Собору о восстановлении Патриаршества.

Был избран председателем соборного отдела высшего церковного управления. 11 октября 1917 года выступил на Соборе с докладом, в котором обосновывал необходимость восстановления института Патриаршества: "Учреждением патриаршества достигалась полнота церковного устройства, и полнота государственного управления. Упразднение патриаршества Петром I являлось антиканоническим деянием, Русская Церковь стала безглавна, акефальна. Синод оказался учреждением, чуждым России, лишенным твердой почвы у нас. Мысль о патриаршестве продолжала теплиться в сознании русских людей как «золотая мечта». «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу и сам первый шел бы впереди». Доклад владыки Митрофана сыграл значительную роль в том, что 28 октября 1917 Собор вынес решение о восстановлении Патриаршества.

По его инициативе Поместный собор канонизировал священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, убитого разинцами в 1671, сделал доклад Собору по этому вопросу. Собор выпустил особое деяние, которое позже было оглашено во всех храмах города Астрахани. Прославление состоялось в Астрахани в мае 1919, незадолго до ареста владыки.

С апреля 1918 — архиепископ.

Последний год в Астрахани

По инициативе епископа Митрофана в Астрахани 18 февраля был проведен крестный ход по всему центру города. В бывшем губернском саду он отслужил литию на братской могиле погибших во время недавних боев красноармейцев. Этим архипастырь показал, что церковь с одинаковой скорбью относится ко всем жертвам гражданской войны, независимо от того, к какому они принадлежали лагерю — красных или белых. По словам очевидца: «Это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей».

В 1918—1919 продолжился конфликт владыки с либеральной частью клира и паствы, лидером которой стал викарный епископ Леонтий (фон Вимпфен), почитавшегося верующими за его праведную жизнь и подвижничество. Владыка Митрофан выступал против всякого сотрудничества с советскими организациями и в связи с этим, против создания в епархии «Духовного Союза православных христиан», который должен был получить официальную регистрацию: «Лучше, — говорил он, — лишиться храмов и совершать богослужение под открытым небом, чем жертвовать христианскою свободой и христианскою истиною, добиваясь регистрации союза в комиссариатах». Конфликт обострялся, и в результате владыка Леонтий был уволен с должности викария Патриархом Тихоном и Архиерейским собором.

25 марта (7 апреля) 1919, в день праздника Благовещения, владыка служил в Благовещенском монастыре, где во время проповеди коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После литургии им была отслужена панихида по невинноубиенным. После этого клирики епархии, понимая, что владыке угрожает опасность, стали уговаривать его немедленно покинуть Астрахань. На этот архиепископ ответил: «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите свой честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом».

Арест и мученическая кончина

В ночь на 26 мая (8 июня) 1919 был арестован чекистами (тогда же арестовали и епископа Леонтия). Архиереи были обвинены в заговоре против советской власти. Верующие астраханцы пытались добиться их освобождения, но получили отказ от начальника ЧК Атарбекова. Архиепископ Митрофан на всех допросах держался очень уверенно, не поддаваясь ни на какие угрозы и уговоры дать против себя и других привлеченных лиц обвинительные показания. Был приговорён к расстрелу.

Когда архиепископа вывели на расстрел, он благословил расстрельную команду. После этого солдаты отказались в него стрелять. Владыку расстреляли чекисты, причём один их вырвал ему клок бороды. Очевидцы рассказывали, что перед самой кончиной архиепископ Митрофан смог увидеться со своим викарием — епископом Леонтием, который был расстрелян вслед за ним.

Верующие смогли забрать тела убитых архиереев и совершить погребение. На месте захоронения был поставлен кирпичный памятник, который в 1930 был разрушен. В Астраханской епархии существовало почитание погибших. После войны прошел слух о перезахоронении архиепископа Митрофана и епископа Леонтия на городское кладбище, где верующие поставили деревянный крест. Местные власти регулярно его уничтожали, но он вновь появлялся на этом месте.

26-27 декабря 2001 в Москве состоялось заседание Св. Синода Русской Православной Церкви, на котором было решено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века священномученика Митрофана (Краснопольского). 14 апреля 2002 в Покровском кафедральном соборе Астрахани состоялось его торжественное прославление.

Характеристика личности

На первый взгляд, Преосвященный был суров и даже строг, но его суровая строгость была только внешней и осталась на лице в связи с тяжелыми переживаниями детства. На самом деле владыка был ласков, прост и гостеприимен. Он имел очень доброе сердце, готовое откликнуться на любую беду. Имел он также природную память и, главное — доступность, не делавшую различия между чинами и положениями. Владыка не гнушался никакими просителями, особенно из числа духовенства. Будь он самым последним псаломщиком из захолустного селения, владыка терпеливо выслушивал его. Владыка мог дать нуждающимся мудрое наставление и старался помочь материально. Известно, что владыка часто посылал деньги в бедные семьи, а также содержал на свои средства учеников семинарии из бедных семей, не имеющих возможности платить за их обучение. Владыка много молился, вставал очень рано и каждый день был за литургией в Крестовой церкви. Эта нелицемерная, чистая, искренняя вера притягивала к нему людей не меньше, чем его доброта и благотворительность. Он твердо верил в святость и незыблемость Церкви и ее канонов.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home