Т-35

T-35 — советский тяжёлый танк. Разрабатывался для прорыва особо сильных укреплений противника.

Опытный образец танка Т-35 был изготовлен в 1931 году в двух экземплярах, незначительно отличавшихся друг от друга (иногда обозначаются как Т-35-1 и Т-35-2). Масса танка составляла 42 т, броня - 30-40 мм, вооружение включало одну 76-мм и две 37-мм пушки (на Т-35-1 вместо 76-мм пушки стоял макет), а также три пулемета; экипаж - 10 человек. Двигатель М-17 мощностью 500 л. с. позволял танку развивать максимальную скорость 28 км/ч. Удельное давление на грунт не превышало 0,7 кг/см кв. Опорные катки были сгруппированы попарно в три тележки (на борт). Верх главной башни - округлой формы.

По результатам испытаний первых двух образцов, было решено улучшить конструкцию машины и усилить вооружение. Доработку и серийное изготовление Т-35 поручили Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна. Работа по улучшению танка начата в 1932 под руководством Н. В. Цейца, в 1933 году Т-35 принят на вооружение и с 1934 начал поступать в армию. В 1933 году там выпустили первый серийный танк, а затем приступили к мелкосерийному производству. Всего в период 1934—1939 гг. выпущено 60 машин.

Вооружение

Т-35 был единственным серийно выпускаемым пятибашенным танком в мире. В центральной башне устанавливалась 76,2-мм пушка ПС-3 образца 1927-32 годов, представлявшая собой танковый вариант полковой пушки образца 1927 года. Длина ствола - 16,5 калибра, начальная скорость снаряда - 381 м/с. Прицельные приспособления - танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. В той же башне в шаровой установке имелся пулемёт ДТ (с независимой установкой), на некоторых танках ещё один ДТ устанавливался в нише башни.

Две 45-мм пушки образца 1932 года, обеспечивающие начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с, устанавливались в двух башнях, расположенных по диагонали. Пушки были закреплены в подвижных бронировках на цапфах, а пулеметы - в шаровых установках, отдельно от пушки. Боекомплект: 96 выстрелов к 76-мм пушке, 220 - к 45-мм пушкам и 10 тыс. патронов к пулеметам.

Ходовая часть

Карбюраторный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель М-17 жидкостного охлаждения, установленный в задней части корпуса, развивал мощность 500 л. с. при 1450 об/мин и позволял танку двигаться с максимальной скоростью 30 км/ч, а на местности - порядка 12 км/ч. Топливные баки емкостью 910 л обеспечивали запас хода по шоссе до 150 км. Двигатель соединялся через главный фрикцион с механической пятискоростной коробкой передач. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы с ленточными тормозами.

Гусеничный движитель состоял из восьми (на каждую сторону) обрезиненных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих катков с резиновыми шинами, направляющих колес с винтовым механизмом натяжения гусениц, ведущих колес (задних) со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатых гусеничных цепей со скелетообразными траками и открытым шарниром. Траки соединялись пальцами, стопорящимися с помощью шплинтов. Между направляющими колесами и передними опорными катками были установлены натяжные ролики, предотвращавшие прогибы передних ветвей гусениц при преодолении вертикальных препятствий.

Подвеска - блокированная, по два катка в тележке; подрессоривание - двумя спиральными пружинами. Ходовая часть закрыта 10-мм броневыми экранами. Танк преодолевал подъемы крутизной до 36°, рвы шириной до 4 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, брод глубиной 1,2 м. Удельное давление на грунт составляло 0,78 кг/см2. В то же время большое значение отношения длины танка к его ширине (больше 3) неблагоприятно сказывалось на его маневренности.

На танке имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг главной башни, телефонное переговорное устройство на семь абонентов и система дымопуска. Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме, напряжение сети - 12 В.

Корпус танка сварной и частично клепаный, из броневых листов толщиной 20 и 30 мм.

В главной - верхней - башне, унифицированной с башней танка Т-28, находились три члена экипажа: командир танка (он же наводчик), пулеметчик и сзади - радист (он же заряжающий). В двух башнях с 45-мм пушками размещаются по два члена экипажа-наводчик и пулеметчик: в пулеметных башнях - по одному стрелку. Главная башня отгораживалась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой. В передней части корпуса между гусеницами находилось отделение управления - там размещался механик-водитель (из-за такой компоновки, он имел очень ограниченный обзор - машину приходилось вести едва ли не в слепую).

Танк Т-35 выпускался несколькими мелкими сериями. В процессе производства в его конструкцию неоднократно вносились изменения. В 1937 году увеличили толщину брони верхнего и нижнего лобовых и бортовых листов, кормы и башен с 20 до 23 мм; мощность двигателя повысили до 580 л. с., масса танка возросла до 52 т, а затем до 55 т. Число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек. Последняя партия из шести машин, выпущенных в 1938-1939 годах, имела башни конической формы, измененную конструкцию бортовых экранов, улучшенные уплотнения корпуса. Были также усилены элементы подвески и заменены пушки.

На базе Т-35 создавались экспериментальные тяжёлые самоходные артиллерийские установки СУ-14.

В начальный период производства Т-35 соответствовал оперативно-техническим требованиям, предъявляемым к тяжелым танкам Красной Армии. Три пушки и пять пулеметов, расположенные в пяти вращающихся башнях, обеспечивали массированный круговой огонь одновременно во всех направлениях, что для борьбы с пехотой в глубине обороны противника давало (в теории) определенные преимущества. Однако это потребовало увеличения экипажа, привело к усложнению конструкции. Большие размеры (особенно длина) влекли за собой повышенную уязвимость. Кроме того, были низкими тягово-динамические качества машины, особенно при повороте. Все это не позволяло выполнять в полной мере задачи, стоящие перед тяжелым танком. Наличие большого количества башен привело к тому, что командир не мог эффективно управлять огнём. Слабое бронирование делало танк уязвимым для артиллерии.

Было ясно, что требуется новая концепция тяжёлого танка. В рамках этой новой концепции были созданы экспериментальные танки СМК, Т-100 и КВ. Последний стал родоначальником первой в СССР удачной серии тяжёлых танков.

В начале войны в РККА числилось 48 танков Т-35. Остальные находились в распоряжении военных учебных заведений и испытательных полигонов. Все Т-35, имевшиеся в РККА, к началу войны находились в районе Равва-Русская и погибли в первые дни боёв. 7 — уничтожены противником, остальные сломались на марше и были брошены или уничтожены экипажами. Последнее применение танка отмечело во время битвы под Москвой.

Сейчас единственный сохранившийся Т-35 можно увидеть в Кубинке. А изображения танка остались на медалях "За отвагу".

Аналоги танка Т-35

Концепция многобашенных тяжёлых танков оказалась изначально порочной. Ей долгие годы увлекались конструкторы многих стран, однако результат был примерно одинаковым у всех: мелкосерийный выпуск стальных "динозавров" и неудачное их применение в бою. Так, французы выпустили двухбашенный 70-тонный танк 2С с 36-мм броней и пушкой калибра 75 мм. Разработка его началась в 1917 году, и уже в 1919 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако в связи с окончанием военных действий производство было резко свернуто. В результате до 1923 года изготовили всего 10 танков типа 2С. Они не успели принять участия во Второй Мировой - Франция капитулировала, когда танки ещё двигались на фронт по железной дороге.

В середине 30-х годов в Германии фирмы "Рейнметалл" и "Крупп" построили небольшую партию тяжелых трехбашенных танков NbFz. Две спаренные пушки калибром 75 и 37 мм были установлены в центральной башне с круговым вращением. Второй ярус вооружения образовывали две небольшие, диагонально разнесенные башни со спаренными пулеметами. Машина получилась компактной и довольно легкой (всего 35 т), и это существенно увеличивало ее подвижность - скорость достигала 35 км/ч. Однако бронирование не могло противостоять противотанковой артиллерии даже того времени.

Английская и немецкая конструкции оказали влияние на японский тяжелый танк "92", созданный в 1932 году. Машина имела мощное вооружение: 75-мм пушку в главной башне и 47-мм в башне меньшего размера, установленной спереди слева. Характерной особенностью "92" была пулеметная башенка в кормовой части позади силового отделения.

Советские танки Великой Отечественной войны
Танкетки
Т-27
Легкие танки
Т-18 (МС-1) | Т-26 | БТ-2 | БТ-5 | БТ-7 | Т-37А | Т-38 | Т-40 | Т-50 | Т-60 | Т-70 | Т-80
Средние танки
Т-24 | Т-28 | Т-34 | Т-34-85 | Т-44
Тяжелые танки
Т-35 | КВ-1 | КВ-2 | КВ-1с | КВ-85 | ИС-1 | ИС-2 | ИС-3
Огнеметные (химические) танки
ХТ-26 | ХТ-130 | ОТ-34 | КВ-8
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home