Маяковская (станция метро, Москва)

Замоскворецкая линия
Речной вокзал
Водный стадион
Войковская
Сокол
Аэропорт
Динамо
Белорусская
   
Маяковская
Тверская
Советская
Театральная
Новокузнецкая
Павелецкая
Автозаводская
Технопарк
Коломенская
Каширская
Кантемировская
Царицыно
Орехово
Домодедовская
Красногвардейская
Братеево
 

«Маяко́вская» — станция Московского метрополитена. Расположена на Замоскворецкой линии, между станциями «Белорусская» и «Тверская».

Станция открыта в 1938 в составе первого участка второй очереди Московского метрополитена — «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная»). Проектные названия — «Триумфальная площадь», «Площадь Маяковского». Названа в честь советского поэта Владимира Маяковского.

Имеется три наземных вестибюля. Южный (авторы — А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг и Ю.П.Афанасьев) встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского. По другую сторону Тверской улицы находится выход, встроенный в дом № 30/2 по Тверской улице (начал работу в 1950-х годах). В 2005 на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка открыт второй выход станции, встроенный в офисное здание. В его отделке использованы различные виды мрамора, нержавеющая сталь. В новом вестибюле находится и бюст Владимира Маяковского (работы А. П. Кибальникова). В оформлении вестибюля принял участие известный художник Иван Лубенников: он выполнил мозаики на темы стихотворений Маяковского. Старый вестибюль отделан светло-серым мрамором и известняком.

«Маяковская» — колонная станция глубокого заложения (глубина — 33 м) с тремя пролётами; это первая в мире станция глубокого заложения колонного типа. Автор проекта — А. Н. Душкин.

Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей оттенок всемирно известного стиля «ар деко». Колонны станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн декорированы уральским камнем «орлец» и мраморовидным известняком. Верхняя часть путевых стен отделана мрамором «уфалей», нижняя — диоритом. Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. Светильники находятся в 34-х овальных нишах свода центрального зала. Важным украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — «Сутки советского неба»). При открытии станции панно было 35, одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.

Уникальный проект станции был оценён по достоинству; в 1938 он получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке; с 1980-х станция имеет статус Памятника архитектуры; в 2001 включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов Москвы.

Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941, на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917; в этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин; в тяжёлые для всего советского народа дни заседание с празднования годовщины транслировалось по всесоюзному радио и вселило в людей новую надежду; «Маяковская» стала одним из символов стойкости русского народа в годы Великой Отечественной войны.


Код станции — 034. В марте 2002 пассажиропоток по входу составлял 51,7 тыс чел.

Фотографии

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home