Проходимость

Проходи́мость — способность автомобиля преодолевать препятствия.

Проходимость важна, например:

Автомобиль очень высокой проходимости называется вездеходом.

Автомобиль, сочетающий высокую проходимость и комфорт езды, называется внедорожником.

Содержание

Типичные виды препятствий

Неровная дорога

Езда по неровной дороге снижает срок службы автомобиля. Если сила тяги, развиваемая автомобилем, недостаточна, он может застрять.

Для того, чтобы автомобиль справлялся с неровными дорогами, применяют такие меры:

  • Автомобили высокой проходимости существенно прочнее, чем дорожные. У них более прочные кузов и рама, плюс усиленная подвеска.
  • Высокий крутящий момент двигателя. Желателен полный привод, блокировка дифференциала.
  • Высокий клиренс.
  • Мягкие рессоры, большой ход подвески.

Точечные препятствия

Небольшие, но высокие препятствия (камни, пни, кочки) автомобиль должен пропускать под днищем. Для этого важны:

  • Высокий клиренс.
  • Чтобы препятствиями не повредить двигатель, внизу моторный отсек защищён прочным поддоном.
  • Шарниры равных угловых скоростей очень уязвимы. ШРУСы надёжно прячут, чтобы корягой нельзя было прорвать пыльник. Либо используют зависимую подвеску, в которой ШРУСов нет.

Подъёмы и спуски

При езде на подъём двигатель может заглохнуть. Если не хватает сцепления шин, автомобиль может сорваться вниз. При езде поперёк склона автомобиль может опрокинуться. При переходе с подъёма или спуска на ровное место автомобиль может зацепиться кузовом и застрять.

Меры борьбы:

  • Высокий крутящий момент двигателя, пониженные передачи в трансмиссии.
  • Высокий клиренс. Высокий угол продольной проходимости. Высокие углы свеса.
  • Шины, рассчитанные на езду по грунту.
  • Полный привод.
  • Широкая колея.

Рыхлый грунт

Автомобиль, попавший на рыхлый грунт, может завязнуть в нём и не выбраться.

Меры борьбы:

  • Уменьшенное давление на грунт (в основном за счёт повышения диаметра и ширины колёс и количества осей, а также снижения давления в шинах).
  • Полный привод.
  • Блокировка дифференциала.
  • Использование лебёдки для самовытаскивания.

Броды

Чтобы в автомобиль не попала вода, герметизируют нижнюю часть моторного отсека и кабины. Забор воздуха в двигатель устанавливают как можно выше.

Рвы и пороговые препятствия

Эти препятствия относятся в основном к военным машинам. Двухосная полноприводная машина может преодолеть ров, примерно равный по ширине радиусу колеса (если же привод на одну ось — ещё более узкий). Многоосная и гусеничная — от трети до половины колёсной базы.

Пороговые препятствия (эскарпы) — вертикальные ступеньки. Даже при не очень большой высоте такие препятствия надёжно останавливают даже танк. Такие уступы обычно форсируют с помощью подручных средств, например, вязанок хвороста, либо пробивают путь артиллерийским огнём. Колёсная машина с приводом на одну ось может преодолеть уступ высотой в 2/3 радиуса колеса, с полным приводом — в радиус колеса.

Параметры, связанные с проходимостью

Габаритные параметры

Клиренс

Чем выше клиренс, тем больший размер препятствия может преодолеть автомобиль. В некоторых автомобилях изменяемый клиренс: при езде по бездорожью автомобиль можно поднять, на шоссе опустить.

Углы свеса

Предположим, что автомобиль въезжает на эстакаду с углом наклона α. Передний угол свеса — это максимальное α, при котором автомобиль может въехать передним колесом на склон, не задев эстакады никакой частью кузова. Аналогично, задний угол свеса — максимальное α, при котором можно въехать задним колесом на склон.

Угол продольной проходимости

Максимальное α, при котором автомобиль может перейти со склона на горизонтальную часть эстакады, ничего не задевая днищем.


Эти углы характеризуют крутизну препятствий, которые автомобиль может преодолевать.

Угол поперечной статической устойчивости

Угол, на который надо повернуть машину вокруг продольной оси, чтобы она опрокинулась.

Тяговые параметры

Тип привода

Автомобили высокой проходимости имеют привод на все колёса, плюс некоторые меры, позволяющие избежать пробуксовки колёс (например, блокировка дифференциала). Двигатель обычно дизельный, так как он надёжнее работает в воде и имеет бо́льший крутящий момент.

В трансмиссии должны быть пониженные передачи, которые позволяют взбираться по крутым склонам и двигаться по мягкому грунту.

Удельная мощность

Отношение мощности автомобиля к его массе.

Тяговооружённость

Отношение силы тяги к массе автомобиля.

Опорно-сцепные параметры

Удельное давление на грунт

Чем оно меньше, тем меньше автомобиль вязнет в рыхлом грунте. Для обеспечения небольшого удельного давления применяются большие и широкие колёса, иногда с возможностью регулирования давления в шинах. В вездеходах встречается шесть и более колёс.

Наиболее выгодно увеличение диаметра колёс — это резко улучшает условия образования колеи в мягком грунте; кроме того, колёса большого диаметра лучше перекатываются через препятствия. Однако колёса большого диаметра занимают слишком много места.

Тип подвески

У автомобилей, предназначенных для езды по бездорожью, как правило, рессоры мягче и ход колёс больше. С точки зрения проходимости выгоднее независимая подвеска, но она сложнее, чем зависимая.

Коэффициент сцепления шин

Чем он выше, тем меньше риск сорваться со склона или довести машину до пробуксовки. Для повышения сцепления используют шины с развитыми грунтозацепами; на асфальте, однако, такие шины имеют худшее сцепление и создают повышенный шум.

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home