Иерусалимский храм

Иерусалимский Храм (ивр. בית המקדש, бэйт-hа-микдаш, т. е. «Дом Святости») был главным и единственным местом, где совершалось еврейское богослужение. Располагался на Храмовой горе (ивр. הַר הַבַּיִת, hар hа-баит) в Иерусалиме, где сегодня находится мусульманская мечеть Куббат ас-Сахра («Купол над Скалой»), построенная арабами в 637, после захвата ими Иерусалима.

Согласно Библии, первоначально Храмом, который сопровождал израильтян в их странствовании по пустыне и был местом общения Бога с его народом в первую пору по завоевании Земли Обетованной, была скиния Завета — небольшая переносная палатка, состоявшая из ковров, покрытых сверху кожами, и разделённая на две части — «святилище» и «святая святых». Скиния — походный храм иудеев до времён царя Соломона — была устроена по образу, указанному Богом на горе Синай (Исх. 25,9—10), поэтому и иерусалимский храм в главных своих частях походил на скинию.

Впоследствии, когда евреи утвердились и устроились в Палестине, Давид задумал соорудить в Иерусалиме прочный, обширный храм, по типу переносного, но не успел исполнить этот замысел, и план Давида был осуществлён его сыном Соломоном в 1014—1007 гг. до н. э. (по другим данным, строительство Храма проходило в 957-950 гг. до н. э.)

Содержание

Первый храм (храм царя Соломона)

Первый храм, построенный Соломоном, существовал с 1007 до 588 до н. э. Для постройки храма и изготовления его роскошной утвари Соломону пришлось выписать из Финикии как главного зодчего, Хирама-Абифана, так и других мастеров (3 Цар. 5; 2 Пар. 2). Храм был воздвигнут на горе Мория в восточной части Иерусалима, на том месте, которое Давид по прекращении моровой язвы предназначил для этой цели, поставив там жертвенник и совершив жертвоприношение (1 Пар. 21:18 и дал.; 22:1), — там, где теперь стоит «Купол над Скалой».

В храме было два отделения: переднее — «святилище» и заднее — «святая святых». В первом стояли жертвенник для фимиама из золочёного кедрового дерева и, по обе стороны от него, по пяти семисвечников, а у стен — по пяти «столов предложения хлеба». Святая святых отделялась от святилища дорогой завесой; здесь хранились «ковчег Завета» — продолговатый, обитый листами золота ларец, в котором лежали скрижали Завета; две фигуры четырёхкрылых херувимов, деревянные, окованные золотом, простирали по паре своих крыльев над ковчегом, касаясь стен другими парами. Внутренние стены святилища и святая святых были обложены деревом и вызолочены; убранство их состояло из выпуклых изображений херувимов, пальметок и распускающихся цветов, заключённых в квадратные клетки решетки.

Здание Храма имело плоскую крышу и с трёх сторон (за исключением лицевой) было окружено в три этажа низкими камерами, служившими для хранения храмовой казны и различных принадлежностей богослужения. Храм, в отношении общего своего расположения и некоторых деталей, имел сходство с египетскими храмами. Ковчег Завета был, по-видимому, подобием тех ящиков, в которых у египтян хранились их святыни. С другой стороны, в украшении храма и его утвари отразилось финикийское и среднеазиатское влияние.

Кроме Храма, Соломон построил себе, недалеко от него и в сообщении с ним, роскошный дворец, над возведением которого трудился тот же финикийский зодчий Хирам.

Соломонов Храм был ограблен уже во время царствования его сына Ровоама египетским царем Сусакимом (3 Цар. 14, 26), а остальное серебро и золото царь Аса послал в дар ассирийскому царю Венададу, чтобы склонить того заключить союз против Ваасы, царя израильского (там же, 15, 18, 19). Паралипоменон Впоследствии храм то разрушали, то вновь восстанавливали. Храм был ограблен израильским царём Иоасом (4 Цар. 14, 14), обобран иудейским царем Ахазом, чтобы подкупить Феглаффелласара (16, 8), затем Езекиею, для уплаты дани Сенлахириму (18, 15 и дал.). Восстановления же производились Иоасом (4 Цар. 12, 5 и дал.), Иоафамом (15, 35). Манассия окончательно осквернил храм, поставив в нем истукан Астарты, идольские жертвенники и коней, посвящённых Солнцу, и поселив там блудниц (4 Цар. 21; 23, 7, 11); всё это было удалено благочестивым Иосиею. Вскоре после этого Навуходоносор вывез все сокровища храма (4 Цар. 24, 13), и, наконец, когда Иерусалим был разрушен его войсками, сгорел также и храм Соломонов до самого основания (4 Цар. 25, 9; 2 Пар. 36, 19) в 588 до н. э. после 4-векового существования.

Второй храм

Впоследствии, когда персидские цари Ксеркс и Дарий позволили иудеям возвратиться в их отечество в 536 до н. э., Иерусалимский Храм был восстановлен Зоровавелем на прежнем месте и в прежнем виде, но уже далеко не в прежнем великолепии. Подробное описание Второго Храма содержится в труде Иосифа Флавия "Иудейская война".

Строительству храма препятствовали самаритяне, из-за чего оно было прервано на 15 лет, пока царь Дарий (Гистасп) не отдал вторичное распоряжение относительно постройки Храма. Ободренные пророками Аггеем и Захарией, иудеи завершили строительство к 516 до н. э.

По роскоши и славе Второй Храм не мог сравниться с Первым, ибо в нём уже не было ковчега Завета; святая святых была пуста, на месте ковчега был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу в великий день очищения.

Второй Храм был ограблен и осквернён Антиохом Епифаном (1 Макк. 1, 21 и дал.; 1, 46 и дал.; 4, 38), в 167 до н. э. (1 Макк. 1,54; 2 Макк. 6,2). Это привело к восстанию евреев под предводительством Маккавеев, закончившемуся изгнанием сирийцев и восстановлением Храма после 3-летнего осквернения. Храм вновь был освящен (1 Макк. 4,36 и дал.), а Храмовая гора была укреплена стенами и башнями (там же, 4,60; 6,7).

Впоследствии Второй Храм постигли новые удары, например, когда Помпей после 3-месячной осады взял его в самый день очищения и на его дворах произвёл кровопролитие, хотя без ограбления; или когда Ирод Великий с римскими войсками взял его штурмом и сжёг некоторые из надворных построек.

Храм Ирода Великого

Ирод за 20 лет до н. э. перестроил Второй Храм коренным образом; но в новом, роскошном виде он просуществовал немногим более 90 лет, т. е. до разрушения Иерусалима императором Титом70 после Р. Х.). Этот храм был сооружением в эллинистическом стиле, сохранившим в своём плане и общих формах некоторых частей особенности, заимствованные евреями в старину у Египта. Ко времени, когда в храме проповедовал Иисус Христос, строительство продолжалось уже 46 лет (Иоан. 2,20). Храм был завершён лишь при Агриппе II, в 64 н. э., т. е. всего за 6 лет до его окончательного разрушения.

В 70 н. э. Храм был разрушен при взятии Иерусалима Титом. Тит намеревался пощадить храм, но римские солдаты сожгли его дотла. Священные сосуды и светильник были вывезены в Рим, где изображения их еще и теперь можно видеть на триумфальной арке Тита в Риме.

Перспективы постройки Третьего Храма

Согласно воззрениям ортодоксального иудаизма, третий Храм будет построен, но, по господствующей точке зрения, это будет осуществлено после прихода Мессии. Периодически со стороны некоторых малочисленных христианских и иудейских религиозных деятелей звучат призывы к тому, чтобы разрушить мечеть Скалы, находящуюся сейчас на месте храма Ирода, и заново отстроить Храм на её месте. Как вариант, предлагается также оставить мечеть нетронутой, но при условии, что немусульманам будет разрешено в ней молиться.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home