Многопользовательская игра

Многопо́льзовательская игра́ — компьютерная игра, в которую одновременно играют несколько человек.

Содержание

История

Классификация

По технической реализации

  1. Многопользовательская игра на одном компьютере.
    1. Игроки участвуют в игре одновременно. В спортивных симуляторах это естественный режим. В других играх, например, гонках, экран делится пополам, и такой режим называется splitscreen.
    2. Игроки участвуют в игре поочерёдно (англ. hotseat). Используется в некоторых пошаговых стратегиях, например, Heroes of Might and Magic. В симуляторах Формулы-1 Grand Prix 2, 3 и 4 также есть режим поочерёдной игры, когда один игрок ведёт свой болид, а болидами остальных управляет компьютер, при этом несколько раз за гонку управление передаётся от одного игрока другому.
    3. Один компьютер — несколько терминалов. На данный момент применяется в основном в игровых автоматах.
  2. Игра по сети. Несколько компьютеров соединены в вычислительную сеть.
    1. Через последовательные или параллельные порты.
    2. Через модем.
    3. Через локальную сеть, по протоколам IPX или TCP/IP.
    4. Через интернет.
      1. Напрямую через TCP/IP (все 3D-шутеры и стратегии в реальном времени).
      2. Через веб (Бойцовский клуб, Carnage).
      3. Через электронную почту. См. PBEM.
      4. Через IRC (например, викторины).
    5. Через Bluetooth (игры для мобильных телефонов).

Некоторые игры (в основном для игровых приставок) поддерживают сетевую игру, при этом на каждой машине могут играть несколько человек в режиме splitscreen.

По правилам

  1. По одной «жизни». Этот режим применялся в некоторых играх для первых ПК (например, ZX-Spectrum). В этом режиме игроки совсем не взаимодействуют друг с другом, каждый ведёт свою игру; когда игрок теряет «жизнь», управление передаётся напарнику. См., например, Digger.
    В игре Bruce Lee для ZX-Spectrum есть необычный режим игры: один игрок управляет Брюсом, второй одним из соперников («медведем»). Как только Брюс теряет «жизнь», игроки меняются местами. В другой игре для Spectrum, Quartet, можно играть вчетвером «по одной жизни».
  2. Кооперативная игра. Цель игроков общая: вместе победить компьютерных соперников. Этот тип игры появился намного раньше сетевых игр.
  3. Личные соревновательные игры, т.е. интересы игроков пересекаются, и каждый игрок старается победить остальных.
  4. Командные соревновательные игры, т.е. игроки объединяются в команды.
  5. Игры с полной свободой, когда объединение в команды и война друг с другом полностью лежат на совести игроков. Разумеется, предательства не возбраняются. См., например, MMORPG.

По организации связи

По принципу организации связи между компьютерами сетевые игры делятся на:

  1. «Равный с равным» (англ. peer-to-peer, см. Одноранговая сеть). В этом режиме связи нет чётко выделенного главного компьютера; от каждого игрока информация передаётся всем остальным компьютерам. Каждый из компьютеров имеет достоверную информацию об игровом мире. Один из компьютеров обычно является ведущим, его роль ограничивается заданием темпа игры и управлением игрой (смена уровня, изменение настроек игры). Если ведущий выходит, роль ведущего может взять на себя любой другой компьютер. В этом режиме обычно работают стратегии в реальном времени.
  2. Звездообразная связь. Архитектура напоминает «равный с равным», однако вся связь ведётся через один центральный компьютер. Является переходным между «равный с равным» и «клиент-сервер».
  3. Клиент-сервер. Один из компьютеров (сервер) содержит полную и достоверную информацию об игровом мире. Остальным компьютерам (клиентам) передаётся лишь та доля информации, которая позволяет вести игру и адекватно отображать игровой мир.

LAN-Party

За рубежом людям, даже живущим в одном городе, наладить сетевую игру проблематично по ряду причин:

  • Компьютерное пиратство жёстко пресекается.
  • Зачастую корпоративная политика запрещает устанавливать игры (даже лицензионные) на рабочих компьютерах.
  • В интернет-кафе нет игр из-за дорогой коммерческой лицензии.
  • Онлайн-игра не всегда доступна.

Выходом стал такой феномен, как LAN-Party. Снимают зал, в нём проводится локальная сеть, и участники приносят туда свои компьютеры. Также LAN-party становится ареной для соревнований и местом общения любителей игр.

В бывшем СССР LAN-party не распространены, т.к. большинство из этих причин отпадают, а транспортировка компьютера проблематична.

Зачастую любители моддинга и разгона компьютеров показывают свои достижения на LAN-party.

Типы многопользовательской игры в 3D-шутерах

  1. Личные.
    1. Deathmatch — простая перестрелка между игроками. За убийство соперника даётся очко (фраг). Побеждает тот, кто наберёт больше фрагов.
    2. Last Man Standing — за смерть у игрока отнимается одна жизнь. Тот, у кого кончились жизни, выбывает.
    3. И другие, более экзотические типы игры. См., например, Aliens vs. Predator 2.
  2. Командные.
    1. Командный deathmatch.
    2. Domination — введён в Unreal Tournament. В этом режиме на уровне есть несколько контрольных точек. Как только команда захватывает точку, та начинает приносить ей очки. Побеждает тот, кто наберёт больше очков.
    3. Capture the flag. Эта игра похожа на одноимённую игру на местности. Задача — захватить вражеский флаг и принести его на свою базу.
    4. Захватчик-защитник. Hostage rescue и Bomb defuse в Counter-Strike, Assault в Unreal Tournament, Overrun в Aliens vs. Predator 2 — во всех этих играх одна сторона нападает, вторая обороняется.
    5. Побег. Похожа на предыдущую. Одна команда — охранники, вторая должна совершить побег и в некотором составе (от 1 человека до 50% команды) добраться до точки эвакуации. Примеры — Evacuation в Alien vs. Predator 2, Escape в Counter-Strike, карта AS-Rook в Unreal Tournament.
    6. И другие.

Типы многопользовательской игры в стратегиях в реальном времени

  1. Кооперативная против компьютерных соперников (в некоторых играх называется skirmish).
  2. Личные.
    1. С полной свободой (англ. free for all). Игрокам даётся полная свобода заключать тайные союзы, предательство не возбраняется. Вариант: как только остаётся три человека, игра переходит на правила melee.
    2. Melee — игрокам запрещено заключать союзы. Соответственно, сообщения, передаваемые по чату, передаются свем остальным.
  3. Командная игра с равными условиями.
  4. Командный сценарий (например, двое осаждают замок хорошо укрепившегося третьего игрока).
  5. Экзотические (например, карта Steal the Beacon в Starcraft имитирует телеигру).

Массовые онлайн-игры

Основная статья: MMOG

Мошенничество в сетевых играх

Мошенничеством обычно считается использование багов сервера для получения игровых выгод без сообщения об этом администрации. Часто мошенничеством считается «мультоводство». Мошенничеством является использование специальных программ, оперирующих памятью локально выполняемой части игры для получения дополнительных преимуществ, использующих такие методы игроков называют читерами.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home