Букстехуде, Дитрих

Ди́трих Букстеху́де (нем. Dieterich Buxtehude, датск. Diderik Buxtehude) (ок. 16379 мая 1707) — немецко-датский органист и один из наиболее известных композиторов эпохи барокко. Его произведения для органа составляют существенную часть стандартного органного репертуара и часто исполняются на концертах и церковных службах. Его творчество оказало огромное влияние на европейскую музыку, в том числе, на творчество И. С. Баха. Современные исследователи считают Букстехуде величайшим немецким композитором периода между Генрихом Шютцем и И. С. Бахом.

Содержание

Биография

Детство в Дании

Учёные спорят о точных времени и месте рождения Букстехуде. Большинство сходится во мнении, что он был рождён в 1637 г. в Хельсингборге, сейчас принадлежащим Швеции, а в то время бывшем частью Дании. Один их его некрологов утверждает, что «он считал Данию своей родиной, когда приехал в эту местность; он прожил около 70 лет». Другие источники утверждают, что Буксетхуде родился в Бад Олдесло в герцогстве Гольштейн, которое в то время было частью Датского королевства.

Любек

Букстехуде работал органистом, сначала в Хельсингборге (16571658), затем в Эльсиноре (16601668), а затем, начиная с 1668 года, в церкви св. Марии в Любеке. Его положение в вольном имперском городе Любеке предоставляло большую свободу действий и способствовало развитию его музыкальной карьеры. В 1673 г. Букстехуде начал организовывать вечерние музыкальные представления («Abendmusik»), которые привлекали музыкантов со всей Германии и продолжали проводиться в церкви до 1810 г. В 1705 г. Иоганн Себастьян Бах прошёл пешком около 400 км из Арнштадта, чтобы попасть на такой вечер, где Букстехуде импровизировал на органе. Когда Букстехуде познакомился с Бахом и Генделем, он был уже стар и собирался отойти от дел. Его настолько впечатлили дарования этих двух человек, что он предложил заменить его на посту сразу обоим, поставив только одно условие: принявший предложение должен будет жениться на его старшей дочери, Анне Маргарите. И Бах, и Гендель отвергли предложение Букстехуде.

К сожалению, многие произведения Букстехуде не дошли до наших дней. Например, утеряны ноты некоторых его ораторий, хотя либретто сохранились. Это обстоятельство особенно омрачает исследователей, так как оратории Букстехуде, скорее всего, стали образцами, на которые ориентировались Бах и Телеман. Некоторые шедевры Букстехуде сохранились в коллекции Баха, а при жизни Букстехуде были изданы два тома его сонат. Кроме того, сохранились некоторые его кантаты, которые также использовались другими композиторами в качестве образца.

Клавирное творчество

Наиболее часто исполняются органные произведения Букстехуде. Он писал музыку в разных жанрах; большинство его произведений — это прелюдии и обработки хоралов. Считается, что Букстехуде писал музыку с применением специальной нотации, так называемой органной табулатуры. Все оригинальные манускрипты сегодня утеряны, сохранились только их копии, выполненные с использованием обычной нотной записи. Произведения Букстехуде часто написаны в «фантастическом стиле» (stylus phantasticus). Такие произведения по духу ближе к импровизациям, в них много неожиданных поворотов: быстрые смены ритмов, строгих фуг и импровизационных интермедий, одноголосия и полифонии. Этот стиль использовали и другие композиторы.

Полный список сохранившихся произведений

Все сохранившиеся произведения Букстехуде собраны в каталоге Георга Карштедта (Buxtehude-Werke-Verzeichnis, BuxVW) — это 275 произведений и ещё 13 в дополнении (см. ссылки ниже).

Внешние ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home