Соотношение сторон экрана

Соотноше́ние сторо́н экра́на или соотноше́ние ширины́ и высоты́ кадра (англ. aspect ratio) — важнейшее понятие в кинематографе и в видеотехнологиях вообще.

С 1910 года фильмы имели соотношение сторон экрана 4:3 (4 единицы в ширину к 3 единицам в высоту; иногда ещё записывается как 1,33:1 или просто 1,33). Считалось, что зрителю удобнее смотреть фильм на экране такой формы. С появлением звука в кинематографе соотношение слегка увеличилось, поскольку теперь на плёнке записывалась и оптическая фонограмма. Это привело к изменению размеров кадра и новому соотношению 1,37:1. Но в 1950-х годах это представление в корне изменилось. Это было вызвано в первую очередь широкой популярностью телевизионного вещания в США и резким падением доходов от кинопроизводства и кинопроката. Конкуренция с чёрно-белым телевидением привела к почти полному переходу кинопроизводства на цветную плёнку и к увеличению производства киноспектаклей, поставленных с большим размахом, а затем и к увеличению размеров киноизображения. Дело в том, что поле зрения человека имеет соотношение отнюдь не 4:3. Ведь у человека 2 глаза, расположенных на одной горизонтальной линии — следовательно, поле зрения человека значительно шире.

Чтобы приблизить форму кадра к естественному полю зрения человека (и, следовательно, усилить восприятие фильма), кинокомпанией «Синерама» была изобретена и коммерчески внедрена система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 метров с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1. Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения стереофонического семиканального звука с отдельной 35-миллиметровой синхронизированной магнитной фонограммы. Первый фильм снятый по системе «Синерама» — документально-видовой (англ. travelogue) «Это „Синерама“» (англ. «This Is Cinerama») был впервые показан публике в 1952 году в специально построенном и оборудованном кинотеатре. Успех фильма был настолько велик, что он не сходил с экранов в течение двух лет. Несмотря на сложность и громоздкость системы «Синерама» были созданы ещё 7 фильмов, включая три художественных фильма: «Как был завоёван Запад» (англ. «How the West Was Won») и «Удивительный мир братьев Гримм» (англ. «The Wonderful World Of Brothers Grimm») (оба в 1962 г.) и «Повелитель ветров: Путешествие Кристиана Радика» (англ. «Windjammer: The Voyage of Christian Radich» — съёмки по системе «Синеми́ракль» (англ. «Cinemiracle», 1958, прокат в залах и по системе «Синерама»). Советская система «Кинопанора́ма» была разработана на основе и с учётом ошибок «Синерамы». Её основным отличием являются улучшенная конструкция панорамной кинокамеры и использование девятиканальной стереофонической фонограммы.

В 1953 году, кинокомпанией «XX Century Fox» был внедрён стандарт «Синемаско́п» (англ. «CinemaScope»), позволивший с помощью т. н. анаморфотной насадки для кинокамеры использовать стандартную 35-миллиметровую плёнку и стандартное киносъёмочное и кинопроекционное оборудование с незначительными модификациями. Система использовала четырёхканальный стереофонический звук с магнитных дорожек нанесённых по краям плёнки и между перфорациями и изображением. Соотношение ширины и высоты кадра в системе «Синемаскоп» составляло 2,55:1. Первым фильмом, снятым по системе «Синемаскоп», стала комедия с участием Мерилин Монро «Как выйти замуж за миллионера» (англ. «How To Marry a Millionaire»), однако первым фильмом, представленным публике стала «Туника» (или «Мантия»; англ. «Тhe Robe»). В результате нежелания владельцев многих кинотеатров модифицировать звуковоспроизводящее оборудование, система была адаптирована к стандартной оптической фонограмме в 1955 году, и соотношение ширины и высоты кадра было изменено до 2,35:1. Сегодня система «Синемаскоп» практически не применяется, а вместо неё используются камеры и анаморфотная оптика фирм «Panavision» и «ARRI».

Советская система широкоэкранного кино использовала принцип оптического сжатия изображения и способ звуковоспроизведения разработанных для системы «Синемаскоп». На подобных принципах были построены и другие анаморфотные широкоэкранные системы такие как «Tohoscope», «Dialyscope», «Franscope», «Grandscope», «Superscope», «Agascope», «Arriscope» и т. п.

В 1970 году в связи с широким распространением камер и оптики для съёмок системы «Панави́жн» (англ. «Panavision») высота кадра была немного уменьшена, и формат пробрёл окончательное соотношение 2,39 (2,40):1.

Кинокомпания «Парамаунт» (англ. «Paramount Pictures») предложила в 1954 году свою систему съёмок и проекции на больших и широких экранах. Система «Вистави́жн» (англ. Vistavision Motion Picture High-Fidelity) использовалась до 1962 года. «Виставижн» использовала 35-миллиметровый негатив с горизонтальным расположением кадра и шагом в 8 перфораций. Соотношение ширины к высоте в фильмах снятых по этой системе 1,66—1,85:1.

1955 год стал годом рождения одного из самых высококачественных широкоформатных киносъёмочных процессов. Майкл Тодд, один из основателей «Синерамы» представил новую систему «Тодд-АО» (англ. «Todd-AO»). Эта система использовала 65-мм негатив и совмещённый 70-мм позитив с шестиканальным стереофоническим звуком, записанном на магнитных дорожках, и шагом кадра в 5 перфораций, а также скоростью съёмки в 30 кадров в секунду. После первых двух фильмов, снятых в «Тодд-АО», скорость съёмки была изменена на стандартные 24 кадра в секунду, поскольку это позволило снимать одну версию фильма для любого прокатного формата. Соотношение ширины и высоты кадра «Тодд-АО» 2,2:1. «Тодд-АО» стала одной из самых популярных систем с применением плёнок большого формата (больше 35 мм).

Советская система широкоформатного кино во многом основана на «Тодд-АО». Основной разницей между ними является использование 70-мм негативной пленки (в отличие от принятой в западных странах 65-мм). Соотношение ширины и высоты кадра как и в «Тодд-АО» 2,2:1

В 1956 году компания «Техниколор» (англ. «Technicolor») представила свою систему для 70-мм кинопроизводства. Она называлась «Technirama» и использовала горизонтальный 35-мм негатив (как «Виставижн»), но применяла специальную анаморфотную насадку на объектив во время съёмок. Прокатные копии печатались на плёнке 70-мм со стандартным соотношением 2,2:1. Эта система пользовалась большой популярностью в странах Западной Европы.

В 1957 году «Метро-Голдвин-Майер» совместно с фирмой «Панавижн» разработала систему «MGM Camera 65», которая в дальнейшем стала называться «Ultra Panavision». Система была идентична «Тодд-АО» (65/70), но использовала анаморфотную оптику при съёмке и проекции, увеличивая соотношение ширины к высоте до 2,71:1

В 1959 году «Панавижн» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM. В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры

Существуют экспериментальные фильмы с иным соотношением сторон экрана (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это, безусловно, призвано глубже погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от его просмотра.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home