Букка Уайт

Букка Уайт (англ. Bukka White, 19061977) — один из известнейших блюзменов и наряду с Томми МакКленнаном, Чарли Пэттоном и Сон Хаусом — один из самых типичных представителей жанра дельта блюза, а также двоюродный брат Би Би Кинга.

Букка Уайт в основном играл на металлической «национальной» гитаре, но умел также играть на саксофоне, ударных и фортепьяно. Его стиль игры своеобразен, но слегка схож со стилем Скипа Джеймса, однако гораздо более тяжеловесен (да и мощный рычащий голос Уайта больше заставляет вспомнить МакКленнана или Пэттона, чем Джеймса).

Содержание

Жизнеописание

Букка Уайт родился под именем Букер Т. Уошингтон Уайт (англ. Booker T. Washington White) 12 ноября 1906 (в разных источниках можно найти другие даты между 1902 и 1909, но именно эта считается исследователями наиболее правдоподобной) недалеко от Хьюстона в штате Миссисипи (не путать с Хьюстоном в Техасе). Уже в возрасте девяти лет его отец, Джош Уайт, железнодорожник, подрабатывавший музыкой, научил его играть на гитаре и подарил первый инструмент.

Через некоторое время Уайт переселился к своему дяде в Кларксдейл, где в возрасте 14 лет выдавал себя за 21-летнего, меняя исполнение блюзовых песен на успех у женщин. Примерно в то же время судьба свела его с Чарли Пэттоном, одним из самых выдающихся музыкантов того времени и того региона. Считается, что Пэттон научил Уайта некоторым песням и приёмам, но подтверждения этому нет (к тому моменту, как Уайт начал это утверждать, Пэттон уже был легендарен, но мёртв). Так или иначе, наследником традиции Пэттона Уайт безусловно являлся. В двадцатых годах Уайта видели ещё дальше от его родины — в клубах Сент-Луиса. В 1925 он женился на Джесс Би (англ. Jesse Bea), но не прошло и трёх лет, как она скончалась, оставив его 22-летним вдовцом.

В 1930 Уайт встретил Ральфа Лимбо (англ. Ralph Limbo), путешествующего торговца мебелью и охотника за талантами, который предложил ему записаться для известной фирмы RCA Victor. Первая попытка вышла не очень удачной, были записаны 14 песен — в основном кантри блюз и госпел, причём для последнего в попытке имитировать Слепого Вилли Джонсона для совершенно нерелигиозного Уайта в последний момент была нанята певица из соседней церкви. Только четыре песни из тех были выпущены на пластинках, но и они до сих пор не переизданы на дисках, то есть остаются неизвестными большинству слушателей блюза. Эти записи были сделаны под именем Уошингтон Уайта (англ. Washington White).

В 1934 Уайт снова женился, на этот раз на Сьюзи Симпсон (англ. Susie Simpson), племяннице известного блюзмена Джорджа Уильямса. Великая депрессия мешала дальнейшим записям Уайта, а для заработка на танцплощадках и в клубах приходилось много ездить, и он редко бывал дома. В самые трудные времена Уайт подрабатывал боксом (профессионально) и бейсболом (полупрофессионально). Но в 1937 году известный блюзмен Большой Билл Брунзи посоветовал Уайту поехать в Чикаго и записаться у Лестера Мелроуза. По пути Уайт умудрился попасть в перестрелку — существуют две версии происходящего: либо пьяная драка в одном из питейных заведений, где он играл по пути, либо (версия самого Уайта) засада на дороге. Так или иначе, кого-то он застрелил, его посадили, выпустили условно под залог, но он тут же бежал дальше в Чикаго за музыкальной славой. Второй раз люди шерифа его взяли 2 сентября прямо в студии Мелроуза — он успел записать две песни: Shake 'em On Down и Pinebluff, Arkansas. Вскоре первая из этих песен стала хитом, но Букка Уайт успехом насладиться не смог, поскольку крепко сидел в то время за решёткой.

Уайт отсидел в тюрьме под названием Ферма Парчмана (англ. Parchman Farm) всего три года, так как было доказано, что он действовал из самозащиты. Когда его спрашивали, чем он там занимался, он отвечал, что в основном на гитаре играл. За это время (точнее, в 1939) его случайно обнаружил Алан Ломакс, известный собиратель американской народной музыки, записывавший для Библиотеки Конгресса таких звёзд, как Лидбелли и Миссисипи Фред МакДауэлл. Однако мечта о платных записях не покидала Букку Уайта, и он сыграл Ломаксу только пару песен, лучшее оставив для Мелроуза. На этот раз он представился как Washington Barrelhouse White (видимо, это прозвище дали ему в тюрьме за умение играть на гитаре и развлекать народ).

Несмотря на то, что Уайт сам писать не умел, ему не нравилось написание его имени как Bukka (а не как Booker). Такой вариант появился из-за записей в 1937 году, к нему привели его сильный деревенский акцент и поспешность регистрации. Изменять что-либо было поздно и неразумно: Shake 'em On Down принесла известность именно этому имени. В 1940 году, выйдя из тюрьмы, он снова поспешил в Чикаго, где предоставил Мелроузу ровно дюжину замечательных новых песен, который тот и записал 7 и 8 марта этого года. Ни одна из этих песен не принесла ему такой успех, как Shake 'em On Down — но не потому, что они были намного хуже (об этом можно поспорить), просто мода на блюз прошла, и он стал неинтересен рядовому слушателю.

Во время Второй мировой Букка Уайт работал на заводе в Мемфисе, в 1942 развёлся со второй женой, оставив её с двумя детьми. В конце сороковых к нему приезжает молодой родственник, и он помогает ему начать музыкальную карьеру под именем Би Би Кинга. Подробности дальнейшей его судьбы не были известны (в пятидесятых он продолжал работать на заводе, нигде не играя и не записываясь), но в 1963 году, когда пошло возрождение блюза, его разыскали двое энтузиастов из Калифорнии: Джон Фахей и Эд Денсон. Они просто послали ему письмо в деревню, название которой было одновременно названием одной из его песен — родственники переслали письмо в Мемфис, где оно и нашло адресата. С тех пор Букка Уайт стал регулярно появляться на фестивалях и записываться тут и там — здоровье ему, в отличие от некоторых других заново открытых ровесников, это позволяло. Хотя Уайт и хотел попробовать поиграть на электрогитаре (или, возможно, даже стать во главе группы), как это делал его двоюродный брат Би Би Кинг или его друг Хаулин Волф, но это так и осталось невоплощённой мечтой (возможно, из-за контр-примера в лице Боба Дилана). В целом же обнаружение Букки Уайта и его записи шестидесятых годов имеют скорее академическую, чем музыкальную ценность. Нефанатичным ценителям музыки вполне достаточно его записей тридцатых годов, так как ничего принципиально нового Уайт уже не написал и не исполнил.

В 1968 году Уайт играл на Олимпийских играх в Мехико, в 1973 впервые сыграл на публике вместе со своим прославленным двоюродным братом (New Orleans Jazz and Heritage Festival). В 1976 году его здоровье резко ухудшилось, и записываться он перестал. 26 февраля 1977 года Букка Уайт скончался в Мемфисе от рака.

Музыка

Записи

  • 26 мая 1930 — 14 песен для RCA Victor, 4 из которых выпущены на пластинках под 78 оборотов под именем Washington White.
  • 1937 — 2 песни для Лестера Мелроуза (Vocalion) под именем Bukka White.
  • 1939 — 2 песни для Алана Ломакса (Библиотека Конгресса) под именем Washington Barrelhouse White.
  • 1940 — 12 песен для Лестера Мелроуза (Vocalion) под именем Bukka White.
  • 1963 — самая первая сессия после повторного открытия Уайта для фирмы Фахея и Денсона Takoma. Букка Уайт, не записывавшийся почти четверть века, вдруг получает в руки гитару, микрофон и возможность выразить себя. Была переиздана несколько лет спустя под маркой Legacy of the Blues.
  • 1963 — записи в большой студии для Криса Страчвица (Arhoolie), три альбома под названием Sky Songs (песни неба).
  • 1960-е и 1970-е — бесчисленные новые версии старых песен, записанные на фестивалях и концертах. Букка Уайт выступал в Карнеги Холле, на Ньюпортском Фестивале, два раза (в 1970 и 1972) выполнял турне по Европе в составе Американского Фестиваля Народной Музыки.

Caveat emptor: Следует помнить, что даже на дисках, имеющих в названии сочетания «полное собрание песен» и «все записи 1930-х годов» первых записей Букки Уайта нет. Восстановление всех его ранних песен — серьёзная работа, включающая поиски по архивам фирм грамзаписи и собраниям коллекционеров старых виниловых пластинок, и эта работа ещё не выполнена. Записи, сделанные для Vocalion, довольно доступны, а качество их вполне приемлемое.

Песни

Все песни Букки Уайта в большинстве своём являются вариациями на вечные темы дельта блюза, поэтому далеко не всегда исполняющие их признают его авторство. Сам Уайт говорил о том, что «протягивает руку и выдёргивает песни прямо с неба» (англ. reaching up and pulling songs out of the sky).

  • Shake 'Em On Down (Заставь их раскошелиться, точнее, «Разведи» их на «бабки») — основной хит Уайта, исполнявшийся десятками блюзменов и их последователей. Автором может быть он сам либо Томми МакКленнан.
  • Pinebluff, Arkansas (название деревни) — вторая из песен, записанных в 1937 году, популярность которой не может даже сравниться с первой.
  • Sic 'Em Dogs On' (Ищите, собаки), Po' Boy (Бедный парень) — малоизвестные песни, записанные Аланом Ломаксом в тюрьме Парчмана. Хранились в архиве Библиотеки Конгресса до 1967 года, после чего были наконец выпущены (Herwin 92400).
  • When Can I Change My Clothes (Когда же я смогу переодеться), Good Gin Blues (Блюз хорошего джина), Strange Place Blues (Блюз странного места), Sleepy Man Blues (Блюз сонного человека), Black Train Blues (Блюз чёрного поезда) — песни, написанные во время пребывания в тюрьме и записанные 7 марта 1940. Во всех этих песнях гитару Уайта сопровождает стиральная доска Уошбоард Сэма.
  • High Fever Blues (Блюз лихорадки), Bukka’s Jitterbug Swing (jitterbug — это название танца), District Attorney Blues (Блюз участкового прокурора), Special Streamline (Особая ветка), Aberdeen, Mississippi (название деревни, в которой Букка родился) — песни, написанные во время пребывания в тюрьме и записанные 8 марта 1940. Аккомпанемент — по-прежнему Washboard Sam.
  • Fixin' to Die Blues (Блюз подготовки к смерти) — аналогично предыдущим, но чуть более известно благодаря Бобу Дилану.
  • Parchman Farm Blues (Блюз фермы Парчмана) — аналогично предыдущим, только не следует путать эту песню с Parchman Farm авторства М. Эллисона, которую пели многие блюзрокеры следующего поколения (например, Джон Мэйол).
  • 1963 Isn’t 1962 Blues (Блюз о том, что 1963 — это уже не 1962) — новая песня из первой сессии после повторного открытия Уайта в 1963.
  • Big Daddy (Папаша) — одна из последних новых песен Уайта, записанная в 1974 году для фирмы грамзаписи Biograph (Арнольд С. Каплин).
  • Песни, записанные в 1930 в Мемфисе (на компакт-дисках недоступны):
    • с Наполеоном Хейристоном (гитара, вокал): The New 'Frisco Train(*); Stranger Woman Blues; Jealous Man Blues; Mama Ain’t Goin' to Have It Here; Dirty Mistreatin Blues.
    • с Мисс Минни (вокал): I Am in the Heavenly Way(**); Promise True and Grand(**).
    • без аккомпанемента: The Panama Limited(*); The Doctor Blues; Mississippi Milk Blues; Women Shootin' Blues; Mule Lopin' Blues; Over Yonder; Trusting in my Saviour.
    • (помеченные (*) выпущены как Victor 23295, помеченные (**) — как Victor 38615)

Дополнительно

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home