Аватара

Авата́ра (санскр. अवतार, avatāra?, «нисхождение») — в индуистской мифологии нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради «спасения мира», восстановления «закона» и «добродетелей» (дхармы) или защиты своих приверженцев. Зарождение представления об аватаре засвидетельствовано в брахманах. По мере того как доминирующее положение индуистском пантеоне стал занимать Вишну, представление о аватаре связывается по преимуществу с его именем. В «Махабхарате», «Рамаяне», а затем в пуранах, где учение об аватаре приобретает каноническую форму, изложены мифы о многочисленных аватарах Вишну, среди которых общепризнанными и наиболее чтимыми являются десять:

  1. Матсья (санскр. मत्स्य, matsya?, «рыба»). Согласно «Махабхарате» и пуранам, воплотившись в рыбу, Вишну спасает от потопа седьмого Ману — Вайвасвату, а также многие риши и семена всех растений, которые Ману берет с собой на корабль. По версии «Бхагавата-пураны», Вишну в этой аватаре также убивает демона Хаягриву и возвращает похищенные демоном четыре воды.
  2. Курма (санскр. कूर्म, kūrma?, «черепаха»). Вишну в виде черепахи погружается на дно мирового океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности. Боги и асуры устанавливают на черепахе гору Мандару в качестве мутовки и, обмотав вокруг неё змея Васуки (Шеша), начинают пахтать океан, из которого добывают амриту, Лакшми, луну, апсару Рамбху, Сурабхи и некоторые другие священные существа и предметы.
  3. Вараха (санскр. वराह, varāha?, «вепрь»). Чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша утопил в океане, Вишну воплотился в вепря, убил демона в поединке, длившемся тысячу лет, и поднял землю на своих клыках.
  4. Нарасинха, Нарасимха (санскр. नरसिंह, narasiṃha?, «человек-лев»). В этой аватаре Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, которого разрывает на куски, приняв облик нарасинхи — чудовища с туловищем льва и головой человека.
  5. Вамана (санскр. वामन, vāmana?, «карлик»). Царь дайтев Бали, благодаря своим аскетическим подвигам, получил власть на трилокой — тремя мирами (небом, землёй, подземным миром) и подчинил богов. Мать богов Адити воззвала к Вишну о помощи, и тогда он в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить своими тремя шагами. Получив согласие, Вишну первыми двумя шагами покрыл небо и землю, но от третьего шага воздержался. оставив Бали подземный мир — паталу.
  6. Парашурама («Рама с топором»). Воплотившись в сына брахмана Джамадагни — Парашураму, Вишну истребил множество кшатриев и передал главенство в мире брахманам.
  7. Рама и
  8. Кришна — главные аватары Вишну, ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие собственной мифологией. Часто Кришна рассматривается не как одно из воплощений, а как полная и совершенная манифестация Вишну.
  9. Будда. В аватаре Будды Вишну соблазняет нестойких в вере отказать от религиозного долга и почитания вед и тем самым обрекает их на гибель.
  10. Калки (санскр. कल्की, Kalkī?, «белый конь»). Вишну сидит на белом коне, со сверкающим мечом в руке, истребляет злодеев, восстанавливает дхарму и подготавливает грядущее возрождение мира. Это единственная «будущая», мессианская аватара Вишну, и произойдёт она, согласно мифологической хронологии в конце калиюги (Юга), то есть в конце настоящего исторического периода.

Смотри также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home