Филиппинцы

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Филиппинцы — группа народов, населяющих Филиппинский архипелаг, включающий 7107 островов, площадью 299,7 тыс. кв. км. Общее население Филиппинской республики — 50,3 млн. чел. (1981). Висайя — 40 %, тагалы −21 %, илоки — 12 %, моро −7 %, китайцы — 1,2 %. 86 % — католики, 10 % — мусульмане, остальные - местных верований. Относятся к южномонголоидному типу с европеоидным компонентом. Языки относятся к австронезийской семье. Государственный язык — тагальский.

Содержание.

  1. Ареал расселения.
  2. Этногенез и история.
  3. Народы и языки.
  4. Общественные отношения.
  5. Хозяйство и быт.
  6. Влияние испанцев.
  7. Мифология.
  8. Искусство и литература.

Содержание

Ареал расселения

Крупнейшие острова — Лусон (со столицей Манила), Минданао, Негрос, Бохоль, Себу, Лейте, Самар, Миндоро, Панай, Палаван. Из 7000 островов заселено только 800. Вместе с Зондским архипелагом Филиппины образуют один Малайский архипелаг, заселенный родственными народами, которых иногда именуют малайцами или индонезийцами.

Этногенез и история

Филиппинцы происходят от малайцев, двумя волнами переселившихся сюда. Протомалайцы — первые, от них происходят горные народы. Дейтеромалайцы вторые, они принесли с собой более высокую культуру и оттеснили горных вглубь суши. В 14-16 вв. на Филиппинах были феодальные княжества. В 16 в. они были колонизованы испанцами, острова были названы в честь принца Филиппа, будущего короля Испании Филиппа II. В результате борьбы испанцы были изгнаны, и провозглашена республика (1898). Но республике навязали свой диктат американцы. Официально независимость Филиппины получили в 1946 г.

Народы и языки

Крупнейшие народы, прибрежные: бисайя(висайя), тагалы, илоки, бикол, пангасинан, пампанган, ибанаг, самбал. Более мелкие, горные: ифугао, бонток, тингиан, калинга, гадданы, инибалон, канканаи, апайо(Лусон), букиндон, билаан, манобо, багото, пандайя, тидураи, тагакаоло, ата, мангуан-ганы(Минданао), мангианы(Миндоро), иватаны(Бабуян), тагбанда(Палаван). Языки подразделяются на группы:ями-иватанская, думагатская, северокордильерская, центральнокордильерская, южнокордильерская, самбалическая, ценральнофилиппинские, языки Палавана и Миндоро, Манобо и Данао, Субанон, Южного Минданао. Итого ок, 400 языков и диалектов. Отдельные языки: бабуян, ями, иватан, паланан, илокано, бонток, пангасинан, пангалато, сабал, бикольский, бисайя, масбатенья, таусуг, палавано, пиналаван, агусан, манобо, маранао, субанон, багобо, билаан и др. Тагальский имеет 11 диалектов.

Кроме вышеперечисленных народов малыми группами на всех островах живет народ аэта, или негритосы, австралоидной расы. Это автохтонное население, вытесненное переселенцами. В 1970-е годы на Филиппинах был открыт неизвестный науке народ — тасадай-манубе, как предполагается, ок. 1000 лет проживший в изоляции и не знавший о других соседних народах. Развитие его на самом низком уровне.

Общественные отношения

Филиппинцы живут общинами, которые прежде назывались барангаями. Слово происходит от названия большого судна, барангай, на которых малайцы переселялись на Филиппины. Экипажем командовал вождь(дато), остальные находились у него в строгом подчинении. Ниже вождя стояли махарлика(благородные), еще ниже — два класса: свободные граждане и рабы. Первые имели собственность, работали на вождя 1 день из 4, женились без его согласия, вторые не имели этих прав и работали на вождя 3 дня из 4.

Барангаев давно нет, но система отношений сохранилсь. Филиппинец очень зависит от роственных отношений, он чувствует себя не отдельным человеком, а членом рода, затем — народности, и наконец - человечества. Без семьи и своей общины он страдает. В такой ситуации младший всегда подчиняется старшемуБ слово отца — закон, его авторитет неоспорим. Старшие заботятся о младших, а когда те вырастают, начинают сами помогать роне, причем помощь эта далеко не формальна.

Такие же отношения между помещиками и крестьянами. В крестьянине воспитывают с детства преданность помещику, в случае лояльности он становится для помещика протеже. Это называется система бата-бата(покровительства и фаворитизма). Однако на деле чаще помещик берет зверские проценты, не оказывая никакой помощи арендаторам. Не везде в помещике видят благодетеля: класовая борьба на Центральном Лусоне достигает особой остроты. Кроме того, капиталистические отношения сейчас разрушают старые традиции. В настоящее на Филиппинах бросается в глаза разительный контраст между роскошью одних и нищетой других.

Примечание. Похожие отношения — у японцев: преданность боссу, фирме, которая восходит к феодальным отношениям между крестьянами и самураями.

Филиппинские семьи многодетны. Дети окружены заботой, они - цель жизни.Бездетным родителям очувствуют.

Женщина, судя по хроникам, пользовалась большим почетом и раньше, но и теперь ее положение выше, чем в Индонезии и Малайзии. Рождение девочки не считается несчастьем, как у других народов. Нормы для мужчин занижены, он может, например, иметь любовницу, жена должна это терпеть. Традиционные сферы деятельности женщин — табачная и пищевая промшленность, медсестра, продавец. Хотя есть женщины - сенаторы, министры, профессора, но роль их в этих сферах уже, чем у мужчин.

На Филиппинах широко распространена проституция, прежде всего из-за нищеты.

Народность аэта занимается сбором трав, кореньев, плодов, охотой на кабанов, обезьян, оленей. Охота не обязательно мужское занятие, охотятся даже девочки.

Хозяйство и быт

Филиппины- аграрная страна. 50% населения занято в сельском хозяйстве. Большая часть земли - в руках крупных землевладельцев, в т.ч. иностранных. Основные сельскохозяйственные культуры - рис, кукуруза, сахарный тростник, абака, табак. кофе, бананы, ананасы, манго, цитрусовые. В животноводстве разводят буйволов, коров, свиней. Развито рыболовство. Из отраслей промышленности развита горнорудная, есть запасы меди, хрома, золота, железа, марганца, ртути. Имеется транспорт: железные и шоссейные дороги, виалинии, межостровной водный транспорт.

Более 40% населения живет в условиях крайней бедности, 25% - безработные или полубезработные.

Тагалы в большинстве живут в городах. Здесь развита культура европейского типа. Горные же народы фактически не были колонизованы и сохраняют самобытную культуру. У них — земледелие ручное, подсечно-огневое, отчасти поливное, огороды, из домашних животных разводится мелкий рогатый скот. Они занимаются охотой, Ремесла: ткацкое, гончарное, обработка металла, плетение, вышивание, обработка дерева, изготовление украшений. В деревнях сроятся дома из бамбука. Бамбук вообще — универсальный материал, из него делают водопроводы, мебель, утварь, музыкальные инструменты(см. раздел"Искусство").

Дома филиппинцев - свайные, двухкамерные, или однокамерные. Есть жилища на деревьях.

До прихода европейцев туземцы ходили обнаженные, наносили татуировку. Менее развитые народы не имеют одежды до сих пор. Ныне национальный костюм филиппинцев - цветная рубашка(бронг тагалог) и брюки у мужчин, блузка и саронг у женщин. Штаны у мужчин могут быть также до колен. Праздничное платье у женщин обязательно испанского покроя. Цвета — яркие, часто полосатые. У горных народов мужчины носят набедренную повязку, женщины — саронг.

Питание филиппинцев - 4-разовое. На завтрак они употребляют рис с приправами. Приправы: туйо - сушеная рыба, тапа - вяленое мясо, паксив - рыба или мясо с уксусом. Обед - пансит и адобо. Десерт - путо и суман. Пансит — суп с лапшой и приправой, адобо — курица или свинина с уксусом, чесноком или перцем, путо — рисовые пирожки, суман — рисовые лепешки.

Влияние испанцев

Первоначально филиппинцами называли испанцев, родившихся на архипелаге. Туземцев исанцы называли «индиос». Филиппинцами они стали позже. Местные жители до сих пор пугают детей словом «кастила»(испанец).

Но в быту остается много следов испанской колонизации. Прежде всего, филиппинцы носят пышные испанские имена, такие, как Карлос, Луис, Хуан, Хосе, Бальтасар и др. Такие же и фамилии. Планировка городов во многом напоминает испанскую и латиноамериканскую. Центр города — пласа, с собором. Местная музыка похожа на испанскую, Народные песни филиппинцев напоминают песни Андалузии. В каждой деревне — свой оркестр, рондалья. Филиппины — единственное место в мире, где охранился обычай петь под окном серенады. Испанцы заставили туземцев одеваться, а до того их именовали «пинтадос»(раскрашенные), за обычай наносить татуировку. Барангай был переименован в барио(квартал), его глава — в теньенте(лейтенант). Несколько барио составляли пуэбло(поселение), его возгавлял гобернадорсильо(губернаторишка). Местную аристократию называли принсипалией, Крупнейшей административной единицей была алькальдия майор, или провинция. Возглавлял ее алькальд, ну и на вершине власти стоял генерал-губернатор(их сменилось 116).

Мифология

Мифология филиппинцев сложна. У крупных народов, исповедующих католицизм, она частично утеряна. У горных народов она сохраняется в большей степени. Для них характерны культы духов природы, предков, есть пантеон богов, магия, прежде были жертвоприношения и охота за головами. Мифология отражала иерархию общества — строгая соподчиненность.

Космология филиппинцев включала 4 элемента: сверхъестесвенные существа, люди, природные объекты, продукты труда. Обожествлялись солнце, луна, звезды, радуга, некоторые животные, птицы. Ниже богов стояли духи лесов, полей, гор, рек и т. д., а также духи предков(анито). Их ублажали, так как они могли принести зло. Назначение людей — служить им. Существовали многочисленные табу. Природными объектами человек пользовался, но был не хозяином их, а только арендатором, так как они принадлежали духам. И только продукты труда принадлежали человеку. По представлениям горных народов внутренних районов мир был объемен, в центре - земля(пугао), в горизонтальной плоскости протекает мировая река, в верховьях ее - мир "даийе", связанный с верхним миром("кабуниан"), внизу - мир "лагод", связанный с нижним(«далум»). Мифы каждого народа впитывали влияние индуизма и буддизма.

Ифугао - суперполитеисты, обожествляли все сущее. Отсутствовала строгая иерархия богов, как и прривязанность богов к определенному миру. Наиболее абстрактно понятие Матунгулан, группа из 168 богов, один из них — Лидум ан Магидет. На Филиппинах был известен миф о потопе, почти неизвестный в Индонезии.

К миссионерам туземцы относились неприветливо, но к 1622 г. почти полмиллиона было крещено.

Христианский бог для филиппинцев имел все-таки много языческого, и от прежних верований они не отреклись. Кроме католиков есть здесь и мусульмане, их называют моро.

Искусство и литература

В искусстве и литературе Филиппин прослеживается помимо самобытного слоя разные влияния: индийское и арабское, испанское и американское. Наиболее ранние образцы искусства - керамика позднего неолита, принадлежавшая древней волне малайцев, которую вытеснили представители следующей волны, также малайцы, но более высокого уровня развития, носители культуры бронзы и железа. До европейцев туземцы имели связи с Индией, Индонезией, Китаем, изготовляли ткани из шелка и хлопка, занимались плетением из волокон бамбука и ротанга. В 16 в. эти связи были прерваны, частично местные традиции были уничтожены. Вне западных влияний остались моро(мусульмане) и примитивные народы. Наиболее примитивны изделия негритосов аэта — гребни из бамбука, браслеты из клыков и т. д.

Хорошо изучены орнаменты игоротов - изображения животных(скорпионы, ящерицы, змеи), птиц, трав, цветов, звезд, копий, щитов, топоров. Один из самых развитых народов — ифугао. У них развито ткачество(х\б ткани), с орнаментом, часто это полосы, красные, синие, черные, зеленые. Они изготовляют одеяла, набедренные повязки, женские юбки(тапис), используют бисер. В их орнаменте присутствуют линии, треугольники, ромбы, ящерицы, мужские фигуры. Орнаменом украшают деревянные сваи, концы балок, стены домов, ручки ножей, вырезают фигуры богов.

У моро сочетаются индонезийско-арабские и китайские элементы. В орнаменте - драконы. змеи, петухи и крокодилы. Цвета - красный, синий, желтый. Моро используют "панулунг" - украшение в виде носа лодки, на карнизе дома или шкатулке. У развитых народов подобные традиции сохраняются в сельской местности. В колониальный период появляются каменные дома, крепости и соборы(прежде дома строились из тростника и дерева,преимущественно свайные). Старейшая из сохранившихся в Маниле церковь - Сан-Агустин(1606—1614,А. де Эррера). Другие примеры: форты Сантьяго и университет Санто-Томас в Маниле(1608—1615) и форт Сан-Педро на о. Себу. В тот период архитектура имела черты испанского барокко. В 19 в. появляются другие европейские стили, дворец генерал-губернатора Малаканьян(1863). В 1900 г. здесь работают американские архитекторы, появляются свои, филиппинские. Стили - неоклассицизм, неоготика, модерн и др.

В 1829 г. манильский художник Д. Доминго основал Школу изящных искусств. В живописи преобладали религиозные темы. В 1910—1920 гг. ведущим художником был Аморсоло, работал в жанре пасторали и идиллии, испытал влияние импрессионизма. В 20 в. сформировалась Академия филиппинских художников. Художники, работавшие в 20 в.: Наполеон велосо Абуэво, Пабло Антонио, Феликс Ресурексьон Идальго-и-Падилья, Эдуардо Кастрильо, Анита Магсайсай-Хо, Висенте Манансала, Хуан Фелипе Накпиль, Гало Окампа, Гильермо Толентино, Карлос Франсиско.

Танцы филиппинцев - испанские, хота, хабанера, панданго са силад(фанданго). Театр соединил традиции Китая, Индии, Индонезии, Испании, Америки. В 19 в. распространилась оперетта.

Музыкальные инструменты: субинг ( щипковый), диудиу -ас, тимпану, кулагенг ( виды флейт), 2-х струнная гитара(была известна до прихода европейцев), ксилофон-маримба(американского происхождения).

Национальный оркестр - пангкат, весь из бамбука, современный пангкат может исполнить все, вплоть до Баха и Чайковского.

Древнейшие образцы литературы на Филиппинах - эпос и фольклор, устные мифы и легенды, песни. Героями их являются, наприпер, бог урожая Идионам, богиня ветра и дождя Анитон Табо, хранитель недр, карлик Патианак(относится к злым персонажам). В средневековье пишутся сказания из жизни царей, популярны индийские темы. Известные тагальские сказания — «Царица Сима» и «Принцесса Удруха», бисайские - вариант индийских легенд «Принцесса Макандула» и Раджа Бендахара Калантиано". Поэма «Лапулапу» рассказывает о гибели Магеллана на о. Мактан(Лапулапу — вождь, с которым Магеллан вступил в стычку).

Национальные жанры прошлого - куридо -лирико-эпическая поэма, авит - поэма на героический сюжет.

Основоположник литературы нового времени - Ф. Бальтасар(1788-1862. Первый роман на тагальском языке издал М. де Кастро(1856). Наиболее известный писатель — Хосе Рисаль-и-Алонсо(1861—1896).

Национальным символом филиппинцев признан цветок - сампагита(название местное, эквивалента в русском языке нет).

Библиография

БСЭ. т.27, М.-1977. Краткая литературная энциклопедия, т.7, М.-1972. И.В. Подберезский. Сампагита, крест и доллар. М.-1974.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home