Омнибус

Омнибус — вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века. Многоместная (15—20 мест) коляска на конной тяге, предшественник автобуса. Постепенно был вытеснен конкой и трамваем. Тем не менее, например, в Санкт-Петербурге омнибус сущестовал вплоть до 1914.

Часто пассажирские места располагались не только внутри омнибуса, но и на крыше (так называемый «империал»).

В начале XXI века стилизованные под старину омнибусы используют в некоторых городах для катания туристов.

Интересно что в некотрых языках, например в немецком, слово «омнибус» теперь используется для обозначения моторных автобусов.

Содержание

История

Европа

Считается, что первый в мире омнибус начал действовать в Нанте (Франция) в 1826 году. Однако правильнее будет сказать, что в Нанте в 1826 году впервые стали использовать слово «омнибус». Известно, что многоместные пассажирские экипажи были пущены в Париже ещё в 1662 году при Людовике XIV. Позднее многоместные пассажирские экипажи различных конструкций использовались и в других городах. Однако массовое распространение омнибуса началось только в XIX веке.

В начале XIX века в Нанте молодой человек по имени Этьен Бюро (Étienne Bureau) создал транспортное средство для перевозки служащих своего деда, судовладельца, между его конторой и таможней. Транспортное средство обычно размещалось на Площади Коммерции, рядом со шляпным магазином Омнэ (Omnès). На вывеске магазина было написано «Omnes Omnibus» (игра слов - omnes по-латыни «все», omnibus - «всем» или «для всех»). Так среди пользователей линии вошло в оборот выражение «пойти к омнибусу», «сесть на омнибус».

Организатором публичного омнибусного обслуживания в Нанте в 1826 году был бывший офицер Станислас Бодри (Stanislas Baudry). Выйдя в отставку, он открыл на окраине Нанта мучную мельницу, а чтобы утилизировать с толком её тепло, - и баню при ней. Для привлечения клиентов в баню и была организована омнибусная линия.

Вскоре Бодри обнаружил, что многие пассажиры ездят на омнибусе не только в баню, а сходят недоезжая, на промежуточных пунктах. Это натолкнуло его на мысль о том, что его транспортное средство имеет самостоятельную ценность (при создании оно задумывалось как дополнение к бане).

Бодри назвал своё транспортное средство voiture omnibus, что значило «повозка для всех». Омнибус комбинировал функции извозчика и дилижанса: как извозчик, омнибус перевозил пассажиров в городе (но извозчик работал в режиме такси); как дилижанс, омнибус был маршрутным транспортным средством, перевозящим большое количество пассажиров (но дилижанс использовался для междугороних перевозок).

Скамьи в омнибусе Бодри шли вдоль бортов. Вход располагался сзади.

В 1832 году омнибусы появились в Бордо и Лионе. Возможно, концепция была позаиствована в Нанте, хотя не исключено что идея просто «витала в воздухе».

Появлились омнибусы и за пределами Франции. Лондонская газета писала 4 июля 1829 года: «Новое транспортное средство, называемое омнибусом, начало ходить между Паддингтоном и Сити». Эта линия считается началом истории лондонского автобуса. Организатором омнибусного движения в Лондоне был Джордж Шилибир (George Shillibeer), который ранее, в 1827 году, находясь в Париже, разработал свой тип омнибуса. Сначала в Лондоне использовали 22-местные омнибусы, но они были слишком неповоротливы, и их заменили омнибусами на двенадцать человек. Первый маршрут лондонского омнибуса имел протяжённость в пять миль, на преодоление этого расстояния уходил час.

Америка

В Нью-Йорке омнибусы появлись, как и в Лондоне, в 1829 году. Организатором омнибусного движения в Нью-Йорке был предприниматель Абрахам Брауэр (Abraham Brower), который также был известен как организатор добровольных пожарных команд. Первая омнибусная линия Нью-Йорка шла по Бродвею. Вскоре примеру Нью-Йорка последовали другие американские города: Филадельфия в 1831 году, Бостон в 1835 году и Балтимор в 1844 году.

Чаще всего городские власти давали разрешение на организацию омнибусных перевозок по определённому маршруту небольшим компаниям, которые до этого занимались ломовыми перевозками. Взамен компания брала на себя обязательство поддерживать определённый уровень качества предоставляемой транспортной услуги. Нью-Йоркский омнибус очень скоро стал неотъемлемой частью города.

Конкуренты

Монополизм омнибуса продлился недолго: уже в тридцатых годах XIX века в городах появлись первые конки. Однако популярны конки стали только после того, как в 1852 году французский инженер Альфонс Луба изобрёл рельсы с жёлобом для реборды колеса, которые утапливались в полотно дороги. До этого использовались рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы, что значительно мешало уличному движению. Поездка на конке, вагон которой ехал по ровным рельсам, была гораздо более удобной, чем езда в омнибусе, который трясло на неровностях дороги.

В 1903 году в Лондоне начали действовать городские автобусы (первоначально их называли автомобиль-омнибусами). В течение последующих десяти—пятнадцати лет моторные автобусы полностью вытеснили своих конных предшественников.

Роль омнибуса

Омнибус оказал большое влияние на общество, в частности он способствовал урбанизации. В социальном плане омнибус в прямом смысле слова сблизил горожан. Только самые бедные не могли позволить себе использование омнибуса. Благодаря омнибусам жителям ближайших пригородов стало проще добираться в центр города.

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home