Брюллов, Карл Павлович

Карл Па́влович Брюлло́в (12 (23) декабря 1799, Санкт-Петербург — 11(23) июня 1852, Марчано вблизи Рима) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик. Известен также брат Карла — Александр, русский архитектор, представитель стиля романтизм.

Содержание

Ранние годы

Родился в семье академика — резчика по дереву и гравёра. С 1809 по 1821 — в Академии художеств в Петербурге; ученик Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент; получил Золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 относится его первая известная работа «Нарцисс».

Творчество

В 1822 откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме. Жанровые картины: «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827). После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной, с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (182733), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 было мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпее и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

К этому времени относится его знакомство с Юлией Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, т. е. родственников Екатерины I. Портреты: «Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком», «Всадница» (1832), а также картина «Вирсавия» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова.

В 1836, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию — через Одессу в Москву и через несколько месяцев — в Петербург. В Москве он знакомится с А. С. Пушкиным; пишет портреты поэта и драматурга А. К. Толстого и А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского). В Петербурге его ожидает торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи»; картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма. Картина подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств; в настоящее время она находится в Русском музее.

До 1849 Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он — профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор (184347), пишет большую картину «Осада Пскова» (183943; не окончена).

Многочисленные портреты: Нестора Кукольника (1836), В. А. Жуковского (183738), И. А. Крылова (1839); Ю. П. Самойловой с воспитанницей (1839); «Автопортрет», (1848).

Последние годы

В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 он покидает Россию и едет лечиться на остров Мадейру. Художник совершает поездку по Испании.

В 1850 Брюллов возвращается в Италию. Наиболее важные работы этого периода — портреты членов семьи Титтони и «Портрет Микеланджело Ланчи».

Брюллов умер 11 (23 по новому стилю) июня 1852 в местечке Марчано под Римом.

Оценки

Брюллов был современником Делакруа и Энгра; «Плот Медузы» Жерико написан в 1819; «Резня на Хиоссе» — в 1824, а «Свобода на баррикадах» — в 1830. Таким образом тематически творчество Брюллова не было новостью — оно вполне укладывается в академическую систему, в которой Брюллов варился постоянно. В портретах Брюллова есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.

Влияние

Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга — М. И. Глинки, не оказал существенного влияния на русскую живопись. Однако, психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home