Фишер, Куно

Куно Фишер нем. Kuno Fischer (23 июля 1824, Силезия - 5 июля 1907) — известный немецкий историк философии В 1850 г. открыл курс в Гейдельберге, но ему было запрещено чтение лекций, без объяснения причин. Это распоряжение вызвало всеобщее негодование; только дармштадтский клерикальный орган в анонимной статье пытался оправдать образ действия правительства. С 1856 до 1872 г. Фишер состоял профессором Иенского университета, а затем перешел в Гейдельберг, где привлекал многочисленную аудиторию своими блестящими лекциями. Наиболее замечательные из его сочинений: "Diotima; die Idee des Schönen" (Диотима; идея прекрасного, 1849), где в форме писем излагаются основные начала гегельянской эстетики; "Die Logik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre" (Логика и метафизика, или учение о науке, 2-е изд., 1865), где Фишер излагает свою систему логики и метафизики, чрезвычайно близко придерживаясь Гегеля, хотя и претендует на самобытную разработку философских проблем; "Geschichte der neueren Philosophie" (История новейшей философии, 3-е изд. 1898) — превосходный труд, охватывающий историю рационализма ΧVΙΙI в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц — первые два тома), философию Канта (III и IV т.), учения ближайших последователей Канта и философию Фихте (V т.), философию Шопенгауэра (VI т.), философию Шеллинга (VII т.) и, наконец, систему Гегеля (VIII и IX тт.).

Фишера при изложении истории философии занимала главным образом не история проблем (как Виндельбанда в "Geschichte der Philosophie" и Ренувье в "Esquisses d'une classification des syst è mes philosophiques"), не историко-культурное изучение условий возникновения и развития философских учений (Бенн, Гомперц) и не экономическое истолкование философии (Элейтеропудос, Паттен). У Ф. на первом плане три задачи:

1) ycвоение духа данной системы,

2) выяснение связи данной системы с личностью ее творца ("Lebensauffassung") и

3) выяснение связи данной системы с другими системами мысли.

Особенно крупны заслуги Фишера в разъяснении значения философских систем Канта и Гегеля. Вместе с Целлером он в начале 1860-х гг. указал на необходимость обратиться от материализма к изучению критической философии. Недавно вышедшие два последних тома истории философии, посвященные Гегелю, представляют бесспорно самое лучшее и полное изложение гегелевской системы. Фишер обладает неподражаемым искусством входить в дух изучаемого мыслителя и истолковывать его, становясь на его точку зрения; в подобной имманентной критике он как бы придерживается принципа, установленного еще Гердером: "einen Schriftsteller aus sich selbst zu erklären ist die honestas jedem honesto schuldig". При изложении различных философских систем ему случалось попутно затрагивать глубокие и интересные вопросы, вызывавшие оживленный спор в литературе. Фишер разъяснил ошибочность истолкования "атрибутов" в системе Спинозы в духе субъективных "форм познания"; в споре, возникшем между Ф. и Тренделенбургом о "третьей возможности" (по вопросу об объективном значении форм пространства и времени; см. Тренделенбург), Фишер отрезал путь к догматическому истолкованию "трансцендентальной эстетики" Канта; говоря о Фихте, Фишер пытается наперекор мнению других историков показать, что философское миросозерцание Фихте второго периода не находится в противоречии с его первоначальной точкой зрения (см. Фихте).

Фишер высказал сомнения относительно связи пессимизма Шопенгауэра с его судьбой, замечая, что Шопенгауэр "рассматривал трагедию мирового несчастия в бинокль из весьма удобного кресла, а затем уходил домой с сильным впечатлением, но в то же время вполне удовлетворенный"; этот взгляд на Шопенгауэра оспаривается в настоящее время Фолькельтом (см. "Артур Шопенгауэр", стр. 33). Взгляды Фишера на историю философии, даже когда они ошибочны, интересны и возбуждают мысль. Первые четыре тома его философии переведены на русский язык под редакцией Страхова. В настоящее время готовится издание нового перевода I, II и IV томов и переводятся тома, посвященные Фихте и Шеллингу. В начале ХХ в. вышел в свет III том (Кант) в переводе Полилова, Жуковского и Лосского и VIII-й т. (первый из двух, посвященных Гегелю, в переводе Лосского); вскоре выйдут в свет IV-й т. (Кант) и IХ-й т. (Гегель). Кроме того, имеются на русском яз. VI-й т., посвященный Шопенгауэру, и отдельная книга Ф., вне девятитомной серии "История новой философии" — "Бэкон Вэруламский и век реальной философии", а также брошюра "О свободе человека" и ряд интересных литературных очерков: "Шиллер", "Фауст" Гёте, "Лессинг". Кроме упомянутых сочинений, Ф. написал еще брошюры: "Entstehung und Entwickelungsformen des Witzes" (1871) и "Shakespeares Characterentwickelung Richard III" (1868). О системе логики и метафизики Ф. см. статью Kym'a в его "Metaphysische Untersuchungen" и заметку Sieber'a в его книге "Geschichte der neuer e n deutschen Philosophie seit Hegels" (1898, стр. 60—62); подробности о споре Ф. с Тренделенбургом — в "Kommentar zu Kant's Kritik der reinen Vernunft" Vaihinger'a. Реплику Ф. на возражения Файингера по этому и по другим вопросам Кантовой теории познания — см. в первом из двух томов, посвященных Канту (стр. 334 — "Критические прибавления"). Здесь же дана справедливая оценка схоластическим приемам представителей "кантофилологии" — этих начетчиков Кантовского толка.


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home