Химьяр

Химьяр — древнее царство, существовавшее около 25 до н. э.599 г. в Химьяре (Южный Йемен).

Первые упоминания о племён химьяритов относятся примерно к II — I до н. э. Речь при этом идёт о племени или небольшого государства с центром в Зафаре — одном из многих владений, на которые распалась в тот период Южная Аравия.

Содержание

Основание

В I до н. э. химьяриты захватили большинство пунктов морской торговли на юго-западном побережье Южной Аравии. В 25 до н. э. химьяритское государство сумело победить и присоединить к своим владениям Сабейское царство.

Начальная история Химьяра известно очень плохо и лишь в частях. В IV веке здесь, видимо происходили смуты. Химьяриты появляется в надписях, когда титул „царь Саба и господин Райдана" становится титулом „царь Саба и Химьяра". Плиний Старший помещает племена химьяритов между царством Саба и морем. Химьяриты последовательно подчинили Катабан, Сабу, Райдан и называют себя царями Хадрамаута и Иеманата, т. е. всего Иемена. Это событие относится к середине III в. н. э. Царями Химьяра считали себя одновременно некие Шамир Йухариш и Ильшарах Яхзуб. В распрю тогда вмешались эфиoпские цари, которые около 340 г. вторглись в страну и захватили юг Аравийского полуострова. Почти четыре десятилетия после этого Химьярское царство признавало верховную власть негусов Эфиопии Эла Амида и Эзана.

Только около 375 г. когда власть принял Маликкариб Йухамин, химьяриты сумели покончить с эфиопским господством и восстановить титул сабейских царей. К концу его царствования, Химьяр сумел значительно расшириться и объединить под своей властью всю территорию Южной Аравии.

Иудаизм в Химьяре

Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли иудаизм. Это следует из найденных монотеистических надписей, «Книги химьяритов» и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лaфиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и Масрук Зу Нувас.

Шаг был вполне логичный и непосредственно к религии имел мало отношения. Просто в Химьяре искони проживали огромное количество еврейских торговцев, связанных с рассеянными по всему Востоку еврейскими колониями, иудаизм был хорошо известен, прозелитизм, по разным причинам, являлся вполне обычным делом. Христиан было гораздо меньше, плюс курс на христианство взяли старые враги—кушиты (эфиопы), да к тому же последнее переживало не лучшие времена: множество еретических сект, то преследуемых в Византии, то не совсем преследуемых, несториане, монофизиты, ариане... Такой раздрай не способствовал доверию язычников, даже христианизация Аксума (царства в Эфиопии) шла с большим скрипом. В общем, Химьяр взял курс на Иран, покровительствующий иудеям в пику Византии, где иудеев всячески притесняли.

По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы(предположительно из-за слишком резкой иудаизации, то есть из-за ущемления в пользу иудеев торговых интересов языческих и христианских химьярских кланов, а там кто знает). Как там было дело в промежутке в шесть царей не совсем понятно.

Царь Масрук Зу Нувас, сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял иудаизм, то есть не был иудеем от рождения. Хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу Нуваса была пленной еврейкой. С отцовской же стороны он принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить.

Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Элесбоа прислал сначала «ноту протеста», а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.

Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой «Адонаем, небесным сводом и Торой» (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, уже крепко антиеврейские) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Неясно, правда, были ли там убийства. Во всяком случае, вовсе не всех христиан в своей земле уничтожил Зу Нувас, благо некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.

Падение

Византия прислала в помощь царю Элесбоа свой флот и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб. Оккупационные войска грабили страну, сторонники Зу Нуваса были увезены в эфиопское рабство, многие были насильно крещены.

Эфиопский период

Окончательная катастрофа наступила в VII в., когда честолюбивый царь Замар Йухабир вмешался в персо-арабо-византийскую войну на стороне Византии. Первоначально ему сопутствовал успех - все силы Аламундара были брошены на покорение Сирии и Египта, так что химьяриты легко захватили беззащитные Хиджаз, Йамаму и Оман. Но торжество было недолгим - в 623 лахмидский царь заключил мир с Византией и немедленно обрушился на Химьяр. В битве при Бадре (март 624) химьяритская армия была уничтожена, сам Замар Йухабир погиб в бою. Арабы не только отвоевали все земли, захваченные химьяритами, но и вторглись в сам Йемен и в 625 взяли Зафар. Наместником (эмиром) Йемена был назначен видный полководец Аламундара, мекканец Халид ибн аль-Валид. Хадрамаут отделился и стал самостоятельным царством. На протяжении VII в. Химьяр распался окончательно.

См. также

Источники

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home