Патрик Бэйтмен

Па́трик Бэ́йтмен (англ. Patrick Bateman) — персонаж книг американского писателя Брета Истона Эллиса. Главный герой романа «Американский психопат» (1991), от имени которого ведётся повествование.

Содержание

Краткая биография

Бэйтмен работает в Нью-Йорке на Уолл-стрит в фирме Pierce & Pierce (там же, где работает Шерман Мак-Кой, герой романа Тома Вулфа «Костры амбиций») и живёт на Верхнем Вест-Сайде в Американ-Гарденс-Билдинг, где его соседом является актёр Том Круз. В начале книги Бэйтмен предстает в образе симпатичного, благовоспитанного и умного молодого человека, однако впоследствии выясняется, что он маньяк, совершивший кровавые злодеяния в отношении целого ряда людей, начиная от его коллег и заканчивая несколькими проститутками. Действия Бэйтмена, включающие пытки, убийства и каннибализм, детально описаны в романе.

Бэйтмен родился около 1962 года в богатой семье. Его родители владеют домом на Лонг-Айленде, он также упоминает летний дом в Ньюпорте. Его мать в момент действия романа проживает в санатории. Отец Бэйтмена вырос в поместье в Коннектикуте, в настоящее время владеет квартирой в нью-йоркском отеле. Его младший брат Шон учится в Кэмден-колледже в Новой Англии. Бэйтмен окончил Гарвард в 1984 году, а затем Гарвардскую бизнес-школу в 1986 году, впоследствии переехал в Нью-Йорк.

Когда Бэйтмен не занят посещением ночных клубов или дорогих ресторанов, он смотрит «Шоу Патти Уинтерс» или слушает музыку, обычно поп или поп-рок. Его любимая группа — Talking Heads, однако Бэйтмен также пространно рассуждает о творчестве Genesis, Уитни Хьюстон и Huey Lewis & the News. Он также слушает джаз (Диззи Гиллеспи и Бикс Байдербек), но ненавидит рэп, который считает «слишком ниггерским». Бэйтмен не только ограниченный человек и психопат, но и отъявленный расист, женоненавистник и гомофоб, однако в одном из эпизодов романа он лицемерно упрекает своих друзей за их антисемитские высказывания.

Личность Бэйтмена

Бэйтмен является воплощением черт типичного яппи: богатый, поверхностный, питающий пристрастие к сексуальным утехам, наркотикам и потребительскому поведению. Все его друзья на него похожи (в романе подчеркивается, что он часто путает их друг с другом так же, как и они его путают с другими людьми). Бэйтмен скрупулезнейшим образом описывает свою одежду, домашнюю технику, автомобиль, занятия в спортзале и даже визитки. Он помолвлен с богатой женщиной по имени Эвелин. Они терпеть не могут друг друга, но остаются вместе для поддержания имиджа в глазах окружения. У Бэйтмена есть любовница (невеста его сотрудника, которого он ненавидит), также он периодически вступает в связь с проститутками, некоторые из которых впоследствии становятся его жертвами. Единственная женщина, к которой он испытывает какие-то человеческие чувства, - его секретарь Джин, которую он не может соблазнить, изнасиловать и убить, возможно, потому, что она единственная проявляет какие-то признаки наличия нормальных человеческих качеств.

На поверхности Бэйтмен является воплощением учтивого, привлекательного и успешного бизнесмена, однако на деле он бесконечно ненавидит себя и других; он убивает многих из своих жертв только потому, что они заставляют его чувствовать себя неловко, в том числе из-за того, что обладают лучшим вкусом в каких-то вопросах. Его друзья называют его «прилежным мальчиком», личный адвокат обвиняет его в «прилизанности» и называет «проклятым жополизом», люди вне его круга общения часто считают его образцом «мусора из среднего класса». Во время одного из своих изуверских убийств Бэйтмен срывается и рыдает, говоря, что «просто хочет, чтобы его любили».

Бэйтмен часто сомневается в своем психическом здоровье, подвержен приступам психоза, галлюцинациям и беспричинной панике.

Бэйтмен пытается компенсировать все эти недостатки путем скрупулезного соблюдения социальных ритуалов. Он всегда следует за модными тенденциями в одежде, пытаясь хотя бы таким образом придать упорядоченность своей жизни. Также он категоризирует людей по маркам их одежды и внешнему виду, поскольку другие способы определения слишком трудоемки, недоступны его пониманию. Бэйтмен не подпадает под определение «типичного» серийного убийцы, поскольку в его убийствах нет никакой системы: по ходу романа он убивает мужчин, женщин и одного ребенка. Женщин он убивает в основном из садистских сексуальных побуждений, часто непосредственно во время или после соития; обычно эти убийства предваряются изощренными изнасилованиями. Мужчин он убивает потому, что они раздражают или злят его, а ребенка из чисто экспериментаторских соображений, чтобы проверить, понравится ли ему это (не понравилось).

Периодически он сознается в преступлениях друзьям, коллегам и даже незнакомцам («Я люблю расчленять девушек – вы понимаете, что я полный псих?»), просто чтобы убедиться, что они его слушают. Но они либо не слушают, либо принимают его слова за дурную шутку. Бэйтмен рассказывает об убийствах так же детально и бесстрастно, как о своей одежде, квартире, друзьях или коллекции аудиозаписей. Он не способен проявлять никакие эмоции, кроме убийственной ярости. Он говорит: «Меня здесь просто нет». К концу романа даже убийства уже не могут его взволновать.

Бэйтмен по ходу романа ни разу не привлекается к ответственности за свои многочисленные преступления.

Реальность и вымысел в жизни Бэйтмена

«Действительно ли Бэйтмен совершил изуверства, описанные в романе» - этот вопрос открыт для обсуждения. По ходу романа, особенно в конце, Бэйтмен описывает сцены, которые выглядят явно надуманными. В главе «Погоня, Менхеттен» Бэйтмен совершает такие поступки – врезается на угнанной машине в караоке-бар, убивает ночного дежурного в отеле напротив своего дома, вступает в перестрелку с полицией – что вряд ли можно поверить, будто на этот раз он мог уйти безнаказанным. В одной из сцен Бэйтмен возвращается в квартиру одной из жертв, где хранятся расчлененные трупы, и обнаруживает, что квартира вычищена, отремонтирована и выставлена на продажу. Риэлтор спрашивает у него, видел ли он рекламу в газете, он отвечает, что да, на что она замечает, что никакой рекламы пока не было, и просит его уйти и более не возвращаться, что он и делает.

В романе содержатся и такие сцены, которые вполне могли быть реальными. В начале романа друзья Бэйтмена упоминают об убийстве на яхт-вечеринке, где Бэйтмен присутствовал. После того, как Бэйтмен убивает своего товарища Пола Оуэна, семья последнего нанимает частного детектива для расследования исчезновения. Кто-то из знакомых впоследствии говорит, что видел Оуэна в Лондоне, однако это неважно, поскольку герои романа постоянно путают друг друга. Пол Оуэн же в это время разлагается в квартире в неблагополучном районе Нью-Йорка «Чертова Кухня». Бэйтмена также узнает водитель такси (ранее Бэйтмен убил его друга), однако вместо того, чтобы сдать его в полицию, водитель просто вымогает у Бэйтмена деньги, «Ролекс» и солнечные очки.

Похоже, что правда где-то между двумя полярным точками зрения. Бэйтмен мог совершить какие-то из описанных преступлений, а какие-то просто выдумать. Риэлтор могла понять, что Бэйтмен повинен в кровопролитии, но решила не поднимать шума, чтобы избежать лишних хлопот с полицией. Его признания также вполне могут происходить только у него в голове, а могут и в самом деле быть дурными шутками.

Бэйтмен в других литературных источниках

Бэйтмен впервые появляется в романе «Законы привлекательности» (1987), где главным героем является его брат Шон. Там нет указания на какие-либо преступные наклонности Бэйтмена. Он также появляется в эпизоде романа «Гламорама» (1998).

Бэйтмен также появляется в сборнике электронных писем «Американский Психопат 2000», выпущенном для раскрутки фильма. В письмах рассказывается, что Бэйтмен в 2000 году женат на своей секретарше Джин и у них есть пятилетний сын Патрик-младший. Бэйтмен рассказывает о сеансах психотерапии, пытается развестись с Джин, признается в возобновившемся стремлении к насилию.

Бэйтмен в кино

Наиболее известное воплощение Бэйтмена создал актёр Кристиан Бэйл в экранизации «Американский психопат», предпринятой режиссёром Мэри Харрон в 2000 году. Изначально на роль планировался Леонардо Дикаприо, но он отказался. Дешен Турман (брат Умы) играет Бэйтмена в документальном фильме «Это не выход: Вымышленный мир Брета Истона Эллиса» (2000). Майкл Кремко появляется в образе Бэйтмена в начале сиквела «Американский психопат 2», главная героиня которого убивает его. Однако, большинство поклонников романа не считают этот фильм имеющим отношение ко вселенной «Американского психопата».

Сцены с участием Бэйтмена были сняты также для картины «Правила секса» (2002), экранизации романа «Законы привлекательности». Режиссёр фильма Роджер Эйвери не смог уговорить Бэйла на роль и предложил её самому Брету Истону Эллису. Тот отверг предложение как «ужасное и смехотворное». В итоге Бэйтмена сыграл Каспер Ван Дьен, но сцены с его участием в фильм всё равно не попали.

Отношения Бэйтмена с братом

Патрик Бэйтмен и его брат Шон и его брат ненавидят друг друга, но у них есть общие черты. Например, пристрастие (не клиническое) к наркотикам. Также оба брата заставляют читателей сомневаться в своей прадивости. Как и Патрик, Шон в романе «Законы привлекательности» даёт трактовку событий, отличающуюся от трактовки других персонажей.

Хронология жизни Бэйтмена

  • Около 1962: родился.
  • 1980: окончил Эксетерскую подготовительную школу.
  • 1984: окончил Гарвардский университет.
  • 1986: окончил Гарвардскую бизнес-школу.
  • 1986—1990: работает в компании Pierce & Pierce на Уолл-стрит.
  • Около 1996: появляется в клубе Виктора Варда (Джонсона) в романе «Гламорама».
  • 2000: проходит терапию с доктором М. (как следует из сборника электронных писем «Американский психопат 2000»).

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home